Сайт музея завода
лого Красное Сормово2.jpg   музей эмблема_НОВАЯ.jpg

Музей завода "Красное Сормово"
история центра речного судостроения России
+7 8312 229-60-49
Задать вопрос
События
Продукция
  • Судостроение
    • Кабестаны, забежки и туеры, 27 ед.
    • Баржи , 110 ед.
    • Буксиры, 268 ед.
    • Технический флот более 360 ед.
    • Скоростной флот, 17 ед.
    • Пассажирские суда, 103 ед.
    • Танкеры, 170 ед.
    • Сухогрузы, 405 ед.
    • Надводные военные корабли 85 ед.
    • Подводное судостроение, 343 ед.
  • Металлургия
  • Вагоностроение
  • Паровозостроение
  • Мостостроение
  • Дизелестроение
  • Танкостроение
  • Товары народного потребления
  • Прочая продукция
Персоналии
Уникальные экспонаты
  • В разделе «Д.Е. Бенардаки»
  • В разделе «Краеведение»
  • В разделе «Подводное судостроение 1930 - 2005»
  • В разделе «Производство 1849 - 1917»
  • В разделе «Производство 1917 - 2000»
  • В разделе «Производство XXI век»
Издано Музеем
Награды
Сайт музея завода
События
Продукция
  • Судостроение
    Судостроение
    • Кабестаны, забежки и туеры, 27 ед.
      • "Астрахань", 1850
      • "Ласточка", 1850
      • "Авраам", 1853
      • "Шексна", 1859
    • Баржи , 110 ед.
      • "Мария", 1866
      • "Мариам", 1900
      • "Славянин", 1909
      • "Данилиха", 1913
      • "Свияга", 1915
      • "Работница", 1923
      • "Речдельцы", 1925
      • "Сормово", 1927
      • Баржи пр. 82, 2013
    • Буксиры, 268 ед.
    • Технический флот более 360 ед.
      • Дноуглубительные суда
      • Крановые суда
      • Ледоколы, баркасы, пожарные суда
      • Паромы, понтоны, маяки
    • Скоростной флот, 17 ед.
    • Пассажирские суда, 103 ед.
      • Пароход «Минин» (1856)
      • Пароход «Переворот» (1871)
      • Пароход «Магдалена» (1886)
      • Пароход «Гоголь» (1911)
      • Товаропассажирский пароход «Баян» (1912)
      • Теплоход «Максим Горький» (1934)
      • Теплоход «Клим Ворошилов» (1937)
      • Дизель-электроход «Ленин» (1958)
      • Круизный лайнер «Мустай Карим» (2019)
    • Танкеры, 170 ед.
      • Танкер «Бабек» (2004)
      • Танкер «Балт Флот 16» (2017)
      • Танкер «Бухтарма ГЭС» (1950)
      • Танкер «Виктория» (2015)
      • Танкер «Генерал Ази Асланов» (1939)
      • Танкер «Джейхун» (2010)
      • Танкер «Кура ривер» (2008)
      • Танкер «Ленин» (1930)
      • Танкер «Нижний Новгород» (2002)
      • Танкер «СФАТ-1» (1999)
      • Теплоход «Вандал» (1903)
      • Шхуна «Алейдар Усейнов» (1903)
    • Сухогрузы, 405 ед.
    • Надводные военные корабли 85 ед.
    • Подводное судостроение, 343 ед.
  • Металлургия
    Металлургия
  • Вагоностроение
    Вагоностроение
  • Паровозостроение
    Паровозостроение
  • Мостостроение
    Мостостроение
  • Дизелестроение
    Дизелестроение
  • Танкостроение
    Танкостроение
  • Товары народного потребления
    Товары народного потребления
  • Прочая продукция
    Прочая продукция
Персоналии
Уникальные экспонаты
  • В разделе «Д.Е. Бенардаки»
  • В разделе «Краеведение»
  • В разделе «Подводное судостроение 1930 - 2005»
  • В разделе «Производство 1849 - 1917»
  • В разделе «Производство 1917 - 2000»
  • В разделе «Производство XXI век»
Издано Музеем
Награды
    Сайт музея завода
    События
    Продукция
    • Судостроение
      Судостроение
      • Кабестаны, забежки и туеры, 27 ед.
        • "Астрахань", 1850
        • "Ласточка", 1850
        • "Авраам", 1853
        • "Шексна", 1859
      • Баржи , 110 ед.
        • "Мария", 1866
        • "Мариам", 1900
        • "Славянин", 1909
        • "Данилиха", 1913
        • "Свияга", 1915
        • "Работница", 1923
        • "Речдельцы", 1925
        • "Сормово", 1927
        • Баржи пр. 82, 2013
      • Буксиры, 268 ед.
      • Технический флот более 360 ед.
        • Дноуглубительные суда
        • Крановые суда
        • Ледоколы, баркасы, пожарные суда
        • Паромы, понтоны, маяки
      • Скоростной флот, 17 ед.
      • Пассажирские суда, 103 ед.
        • Пароход «Минин» (1856)
        • Пароход «Переворот» (1871)
        • Пароход «Магдалена» (1886)
        • Пароход «Гоголь» (1911)
        • Товаропассажирский пароход «Баян» (1912)
        • Теплоход «Максим Горький» (1934)
        • Теплоход «Клим Ворошилов» (1937)
        • Дизель-электроход «Ленин» (1958)
        • Круизный лайнер «Мустай Карим» (2019)
      • Танкеры, 170 ед.
        • Танкер «Бабек» (2004)
        • Танкер «Балт Флот 16» (2017)
        • Танкер «Бухтарма ГЭС» (1950)
        • Танкер «Виктория» (2015)
        • Танкер «Генерал Ази Асланов» (1939)
        • Танкер «Джейхун» (2010)
        • Танкер «Кура ривер» (2008)
        • Танкер «Ленин» (1930)
        • Танкер «Нижний Новгород» (2002)
        • Танкер «СФАТ-1» (1999)
        • Теплоход «Вандал» (1903)
        • Шхуна «Алейдар Усейнов» (1903)
      • Сухогрузы, 405 ед.
      • Надводные военные корабли 85 ед.
      • Подводное судостроение, 343 ед.
    • Металлургия
      Металлургия
    • Вагоностроение
      Вагоностроение
    • Паровозостроение
      Паровозостроение
    • Мостостроение
      Мостостроение
    • Дизелестроение
      Дизелестроение
    • Танкостроение
      Танкостроение
    • Товары народного потребления
      Товары народного потребления
    • Прочая продукция
      Прочая продукция
    Персоналии
    Уникальные экспонаты
    • В разделе «Д.Е. Бенардаки»
    • В разделе «Краеведение»
    • В разделе «Подводное судостроение 1930 - 2005»
    • В разделе «Производство 1849 - 1917»
    • В разделе «Производство 1917 - 2000»
    • В разделе «Производство XXI век»
    Издано Музеем
    Награды
      Сайт музея завода
      Сайт музея завода
      • События
      • Продукция
        • Продукция
        • Судостроение
          • Судостроение
          • Кабестаны, забежки и туеры, 27 ед.
            • Кабестаны, забежки и туеры, 27 ед.
            • "Астрахань", 1850
            • "Ласточка", 1850
            • "Авраам", 1853
            • "Шексна", 1859
          • Баржи , 110 ед.
            • Баржи , 110 ед.
            • "Мария", 1866
            • "Мариам", 1900
            • "Славянин", 1909
            • "Данилиха", 1913
            • "Свияга", 1915
            • "Работница", 1923
            • "Речдельцы", 1925
            • "Сормово", 1927
            • Баржи пр. 82, 2013
          • Буксиры, 268 ед.
          • Технический флот более 360 ед.
            • Технический флот более 360 ед.
            • Дноуглубительные суда
            • Крановые суда
            • Ледоколы, баркасы, пожарные суда
            • Паромы, понтоны, маяки
          • Скоростной флот, 17 ед.
          • Пассажирские суда, 103 ед.
            • Пассажирские суда, 103 ед.
            • Пароход «Минин» (1856)
            • Пароход «Переворот» (1871)
            • Пароход «Магдалена» (1886)
            • Пароход «Гоголь» (1911)
            • Товаропассажирский пароход «Баян» (1912)
            • Теплоход «Максим Горький» (1934)
            • Теплоход «Клим Ворошилов» (1937)
            • Дизель-электроход «Ленин» (1958)
            • Круизный лайнер «Мустай Карим» (2019)
          • Танкеры, 170 ед.
            • Танкеры, 170 ед.
            • Танкер «Бабек» (2004)
            • Танкер «Балт Флот 16» (2017)
            • Танкер «Бухтарма ГЭС» (1950)
            • Танкер «Виктория» (2015)
            • Танкер «Генерал Ази Асланов» (1939)
            • Танкер «Джейхун» (2010)
            • Танкер «Кура ривер» (2008)
            • Танкер «Ленин» (1930)
            • Танкер «Нижний Новгород» (2002)
            • Танкер «СФАТ-1» (1999)
            • Теплоход «Вандал» (1903)
            • Шхуна «Алейдар Усейнов» (1903)
          • Сухогрузы, 405 ед.
          • Надводные военные корабли 85 ед.
          • Подводное судостроение, 343 ед.
        • Металлургия
        • Вагоностроение
        • Паровозостроение
        • Мостостроение
        • Дизелестроение
        • Танкостроение
        • Товары народного потребления
        • Прочая продукция
      • Персоналии
      • Уникальные экспонаты
        • Уникальные экспонаты
        • В разделе «Д.Е. Бенардаки»
        • В разделе «Краеведение»
        • В разделе «Подводное судостроение 1930 - 2005»
        • В разделе «Производство 1849 - 1917»
        • В разделе «Производство 1917 - 2000»
        • В разделе «Производство XXI век»
      • Издано Музеем
      • Награды

      Издано Музеем

      Главная
      —Издано Музеем
      Книги
      Корабелы вольной реки
      46,5 Мб
      Корабелы вольной реки обложка.jpg

      Корабелы вольной реки: к 170-летию Завода «Красное Сормово». Нижний Новгород: ЗАО «Нижегородская Радиолаборатория», 2019.

      В рамках юбилейного издания представлены основные вехи истории завода «Красное Сормово» - старейшего промышленного предприятия Нижнего Новгорода (осн. в 1849 г.), одного из ведущих центров российского судостроения. Впервые публикуется ряд архивных документов и фотографий, отражающих особенности заводского быта во вт. пол. XIX-XX вв., разнообразие промышленной продукции, роль Сормовского завода в жизни страны и региона.


      "Красное Сормово": Завод и люди
      91,9 Мб
      Кр Сормово - Завод и люди обложка.jpg

      "Красное Сормово": Завод и люди. Нижний Новгород: Кварц, 2006.

      Книга об истории и сегодняшнем дне старейшего российского завода «Красное Сормово», его людях и продукции, которая на нем выпускалась и выпускается. В книгу включено много новых материалов, ранее не публиковавшихся. Впервые читатель получит целостное представление о сормовских подводных лодках всех проектов.


      Илескин Г.А., Меньщиков Ю.К. "Директор и его время"
      7,2 Мб
      Директор и его время обложка.jpg

      Илескин Г.А., Меньщиков Ю.К. "Директор и его время. Краткая иллюстрированная история завода в цифрах, фактах, событиях". Нижний Новгород, Сормово, 2019 г.

      Книга "Директор и его время. Краткая иллюстрированная история завода в цифрах, фактах, событиях" интересна и познавательна, в ней впервые взгляд на события дан через призму руководства и управления заводом. Эта книга о директорах, трех десятках людей, которые держали руль управления заводом на протяжении 170 лет: от первого управляющего А.И. Узатиса до генерального директора Н.С. Жаркова, который стоял во главе предприятия с 1984 по 2018 год. Имена многих руководителей завода, таких как А.П. Мещерский, Е.Э. Рубинчик, Н.Н. Смеляков, М.А. Юрьев, Н.Е. Леонов и др. остались в истории развития отечественной промышленности. История нашего завода неразрывно связана с историей страны, и завод переживал вместе с ней бури и потрясения, революции и войны, национализацию и приватизацию, кризисы, взлеты и падения. Но во все времена завод был и остается одним из столпов государства, его арсеналом.


      Илескин Г.А. "История, застывшая в камне"
      614,4 Мб
      История, застывшая в камне обложка.jpg

      Илескин Г.А. "История, застывшая в камне. Памятники промышленной архитектуры на заводе "Красное Сормово" 1849-1924 г.г. Нижний Новгород, Сормово, 2015 г.

      Книга-альбом Г.А. Илескина "История, застывшая в камне. Памятники промышленной архитектуры на заводе "Красное Сормово" 1849-1924 г.г." - настоящий подарок всем сормовичам и нижегородцам, историкам и краеведам, всем любителям и ценителям отечественной истории, культуры и искусства, в частности архитектуры. Впервые за 166-летнюю богатейшую историю завода обращено внимание на его дореволюционную архитектуру. И хотя здания промышленной архитектуры того времени составляют 15% от всех заводскиз зданий, они интересны как свидетели ушедшей эпохи. Автор обращает внимание читателя на историю промышленной архитектуры завода, как на часть его большой истории. Проведена огромная исследовательская работа, отразившая уникальность исторической промышленной застройки, свидетельствующей об уровне развития науки, техники и строительной культуры рубежа XIX - XX веков.


      Леонов Н.Е. "О жизни и о себе. Страницы жизни директора завода"
      1 Гб
      Страницы жизни директора завода обложка.jpg

      Леонов Н.Е. "О жизни и о себе. Страницы жизни директора завода". Нижний Новгород, Сормово, 2016 г.

      Книга мемуаров директора завода «Красное Сормово» с 1974 по 1984 год Николая Ефимовича Леонова (1926 – 1992), лауреата Государственной премии СССР. Книга подготовлена к изданию его сыном – Сергеем Николаевичем  Леоновым. Воспоминания Николая Ефимовича Леонова охватывают период с конца 1950-х годов, когда он был назначен секретарём комитета ВЛКСМ завода, до конца 1970-х, когда Н.Е. Леонов встал у руля предприятия. Воспоминания написаны живым языком, правдиво и интересно.


      Жарков Н.С. "Дорога, которую я выбрал"
      119,1 Мб
      Жарков обложка.jpg

      Жарков Н.С. "Дорога, которую я выбрал. О времени и о себе, о событиях, делах и людях завода "Красное Сормово". Нижний Новгород, Сормово, 2021

      О своей судьбе, более полувека связанной с заводом "Красное Сормово", рассказывает генеральный директор завода с 1984 по 2018 год, Герой Труда Российской Федерации Николай Сергеевич Жарков. Книга адресована широкому кругу читателей.


      Финюкова М.Г. "Красное Сормово – родина первых отечественных танков"
      8,6 Мб
      Красное Сормово – родина первых танков обложка.jpg

      Финюкова М.Г. "Красное Сормово" – родина первых отечественных танков". Нижний Новгород, Сормово, 2020. (К 100-летию отечественного танкостроения).

      В Музее истории завода "Красное Сормово" хранятся фотографии и чертёж первого российского танка, официальные документы, свидетельствующие о ходе создания первенцев отечественного танкостроения, а также два десятка воспоминаний сормовичей - первых российских танкостроителей. Эти документы легли в основу документально-исторического очерка о том, как и в каких условиях создавались первые отечественные бронированные боевые машины.


      Теплоход "Максим Горький" - шедевр российского судостроения
      20,2 Мб
      Теплоход Максим Горький - шедевр обложка.jpg

      Теплоход "Максим Горький" – шедевр российского судостроения. Нижний Новгород, Сормово, 2019.

      Теплоход «Максим Горький» был спроектирован и создан в 1934 году на заводе «Красное Сормово» в единственном экземпляре, как судно специального назначения, личный теплоход И.В. Сталина. "Максим Горький" – не только уникальный шедевр российского кораблестроения, но и памятник истории и культуры, аналогов которому в мире не существует. В книге приводится текст "Сводной отчётной спесификации по теплоходу спецназначения мощностью 2000 э.л.с.", датированной 1935 годом. В качестве приложения – словарь встречающихся в тексте судостроительных терминов, фрагменты книг и публикаций, посвящённых судну, а также подборка исторических и современных фотографий теплохода "Максим Горький" и его интерьеров.


      Календарь памятных дат ПАО "Завод "Красное Сормово" на 2022 год
      17,5 Мб
      Календарь памятных дат 2022 обложка.jpg

      Календарь памятных дат ПАО "Завод "Красное Сормово" на 2022 год. Нижний Новгород, Сормово, 2022

      Каждый год жизни нашей страны богат на юбилеи, праздничные и памятные даты. Так, в 2022 году страна отметит 1160 лет зарождения российской государственности: традиционно 862 год считается знаковым в отечественной истории. Важная дата для всей страны, а особенно для Нижнего Новгорода – 410-летие освобождения Москвы от польско-литовских интервентов (1612).
      Знаменательный юбилей в 2022 году отметит и Сормово, ему исполняется 480 лет: в 1542 году впервые деревенька Соромово упоминается в исторических документах. В 2022 году Музею истории завода исполняется 55 лет. Он был открыт 20 октября 1967 года во Дворце культуры как заводской музей трудовой, боевой и революционной славы. В календаре отмечены основные даты и события истории завода "Красное Сормово".


      Финюкова М.Г. "Горький и Сормово"
      7,7 Мб
      Горький и Сормово обложка.jpg

      Финюкова М.Г. "Горький и Сормово". Нижний Новгород, Сормово, 2019.

      Цель исследования – обобщить сведения о связях Алексея Максимовича Горького с Сормовом – историческим промышленным районом Нижнего Новгорода, с заводом «Красное Сормово» и с сормовичами – революционерами, рабочими, технической и творческой интеллигенцией. В книге освещаются годы жизни будущего писателя в Сормове (1876-1878), его приезды на знаменитый российский завод и в Сормовский район (1896, 1928, 1935), рассказано о «горьковских» топонимах Сормова и продукции завода «Красное Сормово», в названии которой сохраняется память о писателе-земляке.


      Финюкова М.Г. "Выбираю песню! Маргарита Рыбина – первая исполнительница "Сормовской лирической"
      9,5 Мб
      Выбираю песню (Очерк о М. Рыбиной) обложка.jpg

      Финюкова М.Г. "Выбираю песню! Маргарита Рыбина – первая исполнительница "Сормовской лирической".  Нижний Новгород, Сормово, 2017.

      Впервые песня «Сормовская лирическая» прозвучала в 1949 году, когда завод "Красное Сормово" отмечал свой 100-летний юбилей. Она разнеслась по стране молниеносно. Долгие годы "Сормовская лирическая" была музыкальной визитной карточкой города Горького, позывными Горьковского, а потом и Сормовского радио. Живёт она и поныне. Путёвку в жизнь дали этой песне её первые исполнители - сормовичка в четвёртом поколении Маргарита Рыбина и сталевар с "Красного Сормова" Геннадий Баков.


      Последний романтик революции. Яков Карпович Кокушкин
      2,2 Мб
      Последний романтик революции (Кокушкин) обложка.jpg

      Последний романтик революции. Яков Карпович Кокушкин. Нижний Новгород, Сормово, 2016

      В этой брошюре собраны материалы, посвящённые Якову Карповичу Кокушкину (1892-1984) – потомственному сормовичу, участнику гражданской войны, члену партии большевиков с 1917 года, работнику завода «Красное Сормово», кавалеру ордена Ленина, организатору многих преобразований в Сормове, зачинателю V этапа трезвеннического движения в СССР. 
      Он стал прототипом комиссара в одном из рассказов Александра Фадеева, с него скульптор Юрий Нерода ваял образ бойца революции - в будёновке и со знаменем в руке - в монументальной скульптурной композиции на нижегородской площади, носящей имя Ленина. Жизнь Я.К. Кокушкина могла бы послужить сюжетом увлекательного романа или телесериала. А для Сормова им сделано столько, что хватило бы на несколько биографий.

      Дрожкина А.Б. "История одного дома и судьба его жителей"
      122,8 Мб
      Дрожкина История одного дома.jpg

      Дрожкина А.Б. "История одного дома и судьба его жителей". Дом модельщика Сормовского завода В.С. Капранова". Нижний Новгород, Сормово, 2015 г.

      Дом, построенный в 1904 году модельщиком Сормовского завода Владимиром Семёновичем Капрановым, стал "родовым гнездом" для шести поколений этой удивительной семьи. Среди них были рабочие и инженеры, педагоги и воспитатели, актёры, музыканты и другие творческие личности. А объединяло их, людей разных профессий и характеров, общие человеческие качества - любовь, трудолюбие, честность и порядочность в делах и помыслах, стремлении познать жизнь и передать полученные знания другим людям. Внучка строителя и хозяина дома Анна Борисовна Дрожкина рассказывает о жизни и судьбах наиболее ярких представителей рода, оставивших заметный след в истории Сормова и его культурной жизни конца XIX и первой половины XX веков.


      Мой завод - моя гордость. Стихи сормовичей о заводе к 170-летию
      863 Кб
      Мой завод - моя гордость. Стихи о заводе к 170-летию обложка.jpg

      Мой завод – моя гордость. Стихи сормовичей о "Красном Сормове". К 170-летию завода "Красное Сормово". Нижний Новгород, 2019.

      В сборник вошли стихотворные посвящения сормовичей знаменитому, старейшему на Волге  судостроительному заводу «Красное Сормово», который в 2019 году  отметил 170-летний юбилей. Хронологический охват произведений – от устного народного творчества конца XIX века до стихов современных авторов. 
      В сборник также включены лучшие стихотворения, представленные на конкурс «Мой завод – моя жизнь и судьба», который был организован в честь юбилея завода.

      Авдеев В.И. "Я потомок рабочих, из Сормова..." Стихи и поэмы
      2,8 Мб
      Авдеев ВИ Я потомок рабочих из Сормова... Книга стихов.jpg

      Авдеев В.И. "Я потомок рабочих, из Сормова..." Стихи и поэмы. Нижний Новгород, 2016

      Виктор Авдеев по праву может считаться «самым сормовским поэтом». Сборник "Я потомок рабочих, из Сормова..." - третья книга его стихов, увидевшая свет. Виктор Иванович Авдеев (1923-1955) родился, жил, учился и работал в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Литературный институт. В 1949 году в «Волжском альманахе» была напечатана поэма двадцатишестилетнего Виктора Авдеева «Сормовичи», которую он посвятил столетию завода «Красное Сормово». Это единственная в нашей литературе поэма о Сормове и сормовичах. Авдеевым написано немало стихов, посвящённых родному Сормову и землякам. Новая книга Виктора Авдеева призвана вернуть читателям имя замечательного поэта-сормовича, она будет хорошим подарком любителям поэзии не только Сормова и Нижнего Новгорода, но и всей России.


      Китаев В.И. "В морях мои пути"
      21,4 Мб
      Китаев обложка.jpg

      Китаев Валерий. «В морях мои пути…». Памяти моряков-подводников – нижегородцев и горьковчан: Очерки. Нижний Новгород, 2020. (К 90-летию подводного судостроения на заводе «Красное Сормово»).

      В сборник вошли очерки о жизни и подвигах наших земляков – моряков-подводников, которые в годы Великой Отечественной войны сражались на Балтике и в Северных морях, а в мирное время несли боевую вахту в Заполярье. Очерки были опубликованы в нижегородских областных, городских и районных газетах «Нижегородские новости», «Нижегородский рабочий», «Земля Нижегородская», «Красный сормович» и «Богородская газета».


      Календарь памятных дат ПАО "Завод "Красное Сормово" на 2023 год
      13,4 Мб
      Календарь памятных дат 2023 обложка.jpg

      Календарь памятных дат ПАО "Завод "Красное Сормово" на 2023 год. Нижний Новгород, Сормово, 2022

      Каждый год жизни завода «Красное Сормово» – флагмана российского судостроения – богат на юбилеи, праздничные и памятные даты. Какие даты и юбилеи украсят наступивший 2023 год?


      © 2023 Музей истории завода "Красное Сормово"
      Политика конфиденциальности
      Поиск по сайту