![Постановление ГКО №1сс.jpg Постановление ГКО №1сс.jpg](/upload/medialibrary/67b/hhjdeiznq2u83dv0o8g6a3su3trp1fru.jpg)
Постановление ГКО №1сс
![Конструкторы завода 1941.jpg Конструкторы завода 1941.jpg](/upload/medialibrary/721/12o12c8f8mn6df318691rks3dzdf7yu1.jpg)
Конструкторы завода «Красное Сормово», 1941
![На заводе строятся новые цеха для производства танков. 1942.jpg На заводе строятся новые цеха для производства танков. 1942.jpg](/upload/medialibrary/804/9x6a7w7h62zaa0jlxb8afni3qw1uu5h7.jpg)
На заводе строятся новые цеха для производства танков, 1942
![1942. Сборка танков Т-34. Завод Красное Сормово.jpg 1942. Сборка танков Т-34. Завод Красное Сормово.jpg](/upload/medialibrary/aec/8c1ke4fmsokdnqlqqipr7lww9fwl10rp.jpg)
Сборка танков Т-34. Завод «Красное Сормово», 1942
![1942. Завод № 112. Т-34-76. Красное Сормово.jpg 1942. Завод № 112. Т-34-76. Красное Сормово.jpg](/upload/medialibrary/e34/get8s6t3pzju8izuej0vv6kf4boufh1z.jpg)
Сборка танков Т-34-76 в цехе завода «Красное Сормово», 1942
![В цехе сборки танков Т-34-76.jpg В цехе сборки танков Т-34-76.jpg](/upload/medialibrary/e01/u906c0anzs0bwfdautav8kn6rl8wpeei.jpg)
В цехе сборки танков Т-34-76
![Михалев Дмитрий Васильевич.jpg Михалев Дмитрий Васильевич.jpg](/upload/medialibrary/bd7/ykkx4f2zoj6quukf66wnrg5tiv83dqwr.jpg)
![Рубинчик Ефим Эммануилович.jpg Рубинчик Ефим Эммануилович.jpg](/upload/medialibrary/6a5/otwswxdtsprt3pvu0tp4dz5skp4o34w5.jpg)
Дмитрий Васильевич Михалёв Ефим Эммануилович Рубинчик
![Т-34-76 на тросах плавучего крана.jpg Т-34-76 на тросах плавучего крана.jpg](/upload/medialibrary/ab1/qo0u0qradg3c5ei8bfaxz2oc6hikbfth.jpg)
Т-34-76 на тросах плавучего крана
![Крылов Владимир Владимирович - главный конструктор завода.jpg Крылов Владимир Владимирович - главный конструктор завода.jpg](/upload/medialibrary/df3/9lvf7rz6hdp8l92e8pqqw8s6tlj032i9.jpg)
![Кузьмин Григорий Иванович - главный инженер завода.jpg Кузьмин Григорий Иванович - главный инженер завода.jpg](/upload/medialibrary/619/a58sgivzu1h4mlupb501fpa7bay54iux.jpg)
Владимир Владимирович Крылов Григорий Иванович Кузьмин
![1944. Т-34-76 выходит из цеха завода КС.jpg 1944. Т-34-76 выходит из цеха завода КС.jpg](/upload/medialibrary/18d/asf6hm690vszoaopp7peskei7dteyufp.jpg)
Т-34-76 выходит из цеха завода «Красное Сормово», 1944
![Т-34 с пушкой.jpg Т-34 с пушкой.jpg](/upload/medialibrary/d1a/j2ak1ies7z2dcgy99vh53z8qj9bczxky.jpg)
Т-34-76 с пушкой
![Фронтовая бригада у Красного знамени.jpg Фронтовая бригада у Красного знамени.jpg](/upload/medialibrary/14b/n37bxef6k2ob9svauvtr9x9vxu327rpf.jpg)
Фронтовая бригада у Красного знамени
![Смеляков Николай Николаевич - начальник тракового цеха в годы войны.jpg Смеляков Николай Николаевич - начальник тракового цеха в годы войны.jpg](/upload/medialibrary/f51/xgbqhedtfl4v0a60489f1lapwye9f7vy.jpg)
Пётр Павлович Маркушев Николай Николаевич Смеляков
Подросток на сборке танковых колёс
Бригада сборки танков Городецкого
Танковые детали в заводском цеху
Эшелоны танков Т-34-76 отправляются из Сормова на фронт, 1943
Вячеслав Михайлович Керичев Александр Степанович Окунев
Танковый полигон на заводе, испытания танка-огнемёта, 1942
![Ремонт танков3.jpg Ремонт танков3.jpg](/upload/medialibrary/bd1/b1wu0oh2te3jczvzag3t6sj86w5jt5aq.jpg)
Ремонт танков на заводе «Красное Сормово»
«Танк Т-34 довольно сложный «горшок» – это не просто соединение нескольких тысяч узлов и деталей – это сгусток технической и военной мысли, опыта мирового машиностроения, приборостроения, металлургии, вооружения. Это сплав труда интеллектуального и физического, воли и квалификации, культуры производства всех участников сложного процесса изготовления боевых машин в массовом производстве».
Николай СМЕЛЯКОВ,
в годы Великой Отечественной войны –
заместитель начальника мартеновского цеха,
в 1950-1955 годы – директор завода «Красное Сормово»
Практически через неделю после начала Великой Отечественной войны был создан Государственный Комитет Обороны – чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти. Председателем ГКО был И.В. Сталин. В самом первом постановлении ГКО, выпущенном 1 июля 1941 года, заводу «Красное Сормово» было предписано «организовать производство средних танков Т-34». Для освоения их производства давались весьма жёсткие сроки: уже в сентябре 1941 года следовало дать фронту первые боевые машины, собранные из готовых узлов и деталей, доставленных со специализированного Харьковского танкового завода. А с октября – развернуть серийный выпуск танков уже из деталей собственного производства.
Перестройка производства в такие сроки казалась делом невыполнимым. И даже теперь, когда уровень техники и организации производства заметно повысился, решение сормовичами этой сложнейшей задачи вызывает удивление и уважение.
С НАЧАЛА ИЮЛЯ 1941 ГОДА БИТВА ЗА ТАНКИ НАЧАЛАСЬ
Огромная ответственность легла на плечи командного состава завода «Красное Сормово» (в военное время – завода №112). Директора завода Д.В. Михалёв (до 1942 года) и Е.Э. Рубинчик, главный инженер Г.И. Кузьмин, секретарь парткома С.Д. Нестеров, начальники цехов В.В. Чигирь, Н.Я. Командин, С.К. Русинов, Н.П. Петухов, Г.П. Хрящев, В.А. Савровский, А.А. Лобашов, инженеры П.П. Маркушев, А.С. Окунев, М.З. Семечкин, М.Н. Фадеев, Д.В. Галка, Н.Н. Смеляков, И.Д. Мунин, И.И. Федоров, Б.П. Коняхин, М.Г. Чернышов, В.П. Желтов, В.М. Керичев, В.В. Крылов, А.И. Булаев, С.Н. Якимовский, В.Н. Карпов, М.И. Воронин, В.Т. Ляскин, Е.А. Дубровин, начальники участков А.Ф. Горин, А.С. Сергиевич, А.А. Собачкин, В.Е. Шугуров и многие другие сутками не выходили с завода. Самоотверженно работали тысячи рабочих, не считаясь с затратами труда и времени.
В июле 1941 года из Харькова в Сормово был доставлен для образца танк Т-34, который разобрали «по косточкам» – конструкторам и технологам требовалось в натуре изучить детали боевой машины, которую они знали только по чертежам. Специалистам Отдела главного конструктора и Отдела главного технолога за короткий срок пришлось проделать огромную работу по подготовке производства. Было разработано 4986 чертежей на производственную оснастку, составлено 2849 технологических процессов на производство танка, разработано 5822 чертежа на специнструмент.
Мартеновцам и прокатчикам предстояло варить и катать марки стали, с которыми ранее они не работали. Литейным цехам необходимо было организовать производство броневого литья, в кузнечном – резко увеличить изготовление штамповок, в том числе из специальных марок сталей, чего не было прежде. Заново следовало создавать производство гусеничных траков, что оказалось наиболее сложным делом. В термическом цехе сильно изменилась номенклатура деталей и усложнилась технология всего производства. Возросший объем сварочных работ побуждал сормовичей заняться их автоматизацией, чего до войны тоже не было.
Переоборудовались ведущие цеха. Расширялись производственные площади. Уже в июле на заводе развернулась реконструкция старых и строительство новых цехов. Ни днём, ни ночью не ослабевало напряжение. Строили круглосуточно.
В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращён в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны, становился крупнейшим арсеналом Советской Армии. И чем тяжелее становилось положение, тем более героически работали сормовичи.
В итоге напряженного труда к концу 1941 года сормовичи построили новые, хорошо оборудованные цеха по обработке и закалке брони, сборке и сварке корпусов, по термической обработке и закалке бронедеталей, стального литья, кровельного проката. Полностью были переоборудованы машиностроительный, термический, железопрокатный, меднолитейный, столярный и другие цеха. За несколько месяцев 1941 года на заводе было введено в эксплуатацию 26 160 кв. м производственной площади, перенесено и смонтировано 600 станков и других видов оборудования, изготовлено несколько тысяч штампов, инструментов и приспособлений.
Из всех машиностроительных заводов Горького и области «Красное Сормово» подверглось самой сложной реконструкции. За несколько месяцев надо было выполнить такой объём строительных работ, на осуществление которых в мирное время ушло бы полтора-два года. Возведение новых цехов велось круглосуточно. Основные усилия сосредоточились на строительстве бронекорпусного и бронетермического цехов. Последний должен был иметь площадь 14000 кв. м, там надо было разместить огромные закалочные и отпускные печи, дымовые трубы, сложные подземные коммуникации, мощные бронегибочные и прави́льные вальцы, автоматы для кислородной резки металла. Для термообработки крупногабаритных плит из легированной стали и других деталей понадобились большие термические печи – в такой печи мог, например, целиком поместиться корпус танка.
Бронекорпусный тоже создавали заново: в новом цехе площадью 13500 кв. м надо было установить мостовые краны, многочисленную оснастку, смонтировать установки для автоматической сварки узлов, обучить сварщиков, которые ещё не имели дело с броневой сталью. Предстояло освоить отливку башен и других бронедеталей. О бронелитье сормовские металлурги в то время знали только одно: это самое капризное дело. А срок пуска цехов – 45 дней!
СОРМОВСКАЯ БРОНЯ
Танкостроение – чрезвычайно металлоёмкое производство. Для организации массового выпуска танков нужно было организовать производство металлозаготовок в виде слитков, проката, штамповок и отливок из многочисленных марок чёрных и цветных металлов, а из броневой стали – в крупных масштабах.
Задачей технологов стало создание таких танковых корпусов, в которых экипаж танка чувствовал бы себя в безопасности: броня должна быть достаточно прочной и в то же время вязкой, не давала бы хрупких осколков при поражении её снарядом противника.
Коллектив сормовских металлургов, который возглавлял главный металлург завода Анатолий Андреевич Лобашов, в кратчайшие сроки освоил выплавку и прокат броневой листовой стали. Отстрел брони на заводском полигоне показал её отличное качество. А главный инженер завода Г.И. Кузьмин уже ставил перед металлургами новую задачу: создать ещё более мощную броню, чтобы развернуть выпуск танков Т-34 по графику. Сормовские «огненных дел мастера» справились и с этим непростым делом.
Плавильщики под руководством выдающегося мастера ваграночной плавки Михаила Ивановича Блаженова бесперебойно обеспечивали потребность в жидком металле для заливки форм.
Фасоннолитейщики – также в сжатые сроки – освоили выплавку специальных сталей (с различным качественным и количественным содержанием легирующих материалов), в том числе броневой стали, и отливки сложнейших танковых деталей, включая (в дальнейшем) и башню танка.
Перед кузнечным цехом была поставлена задача резко увеличить производство поковок и штамповок. Прокатному цеху – старой «вальцовке» завода – довелось осваивать многие профили проката из новых марок легированной стали – хромоникелевой, ванадиевой и молибденовой. Тщательные испытания физических и химических свойств стали показали её высокое качество. Сделанные из сормовской стали машины впоследствии хорошо зарекомендовали себя на фронте.
В сентябре 1941 года на Сормовском заводе заканчивалась сборка первого танка Т-34 из деталей, доставленных из Харькова. Первая боевая машина вышла из ворот завода 13 октября 1941 года, а осенью первые танки из ещё недостроенных цехов эшелонами шли на фронт, где на подступах к Москве развертывалась одна из величайших битв Второй мировой войны.
Гордостью «вальцовки» были бригады С.И. Бундина, И.А. Жадова, С.П. Филимонова и две бригады братьев Кавалеровых. В цехе работала вся семья Калмыковых – одна из прославленных сормовских рабочих династий во главе с первым сормовским стахановцем Александром Павловичем Калмыковым.
ТРАКИ
Танк – сложная машина, состоящая из более чем 3000 деталей. Каждая из них на своём пути от прокатчиков, фасоннолитейщиков, кузнецов или штамповщиков к сборщикам должна пройти механическую обработку.
В механическом цехе устанавливалось дополнительное оборудование – многошпиндельные станки для расточки балансиров, шлицешлифовальные, зубодолбёжный, электронагревательная печь и другое.
Одна из важных деталей танка – трак. Это фигурная стальная пластина, звено гусеничной ленты машины с гусеничным ходом. Отсюда слово трактор. Танк – тоже машина на гусеничном ходу.
Траки доставили сормовичам много хлопот. В сутки их требовалось до 2000 штук двух модификаций. Сначала в поставке траков сормовичам отказал Автозавод, потом в зону боёв попал основной поставщик – Сталинградский тракторный завод. За траками приходилось посылать специальные бригады, которые «добывали» их подчас под огнём неприятеля. Сохранились воспоминания мастера термического цеха Н.Г. Курицына о том, как сормовичи после освобождения Сталинграда собирали траки на полях только что отгремевших сражений. Исправные детали с разбитых танков грузили на баржи, в вагоны и отправляли в Сормово…
Литьё траков из марганцовистой стали упорно осваивал новый фасоннолитейный цех. Но дело продвигалось туго, и для массового производства траков на заводе пришлось создавать специальный – траковый цех, которым с 1943 года руководил Николай Николаевич Смеляков. Собственное производство удалось наладить не сразу. Как отмечал в своих воспоминаниях Н.Н. Смеляков, «люди – в основном женщины и подростки – график подачи на сборку, пусть с трудом, но выполняли, а техника не выдерживала. От круглосуточной работы выходили из строя формовочные станки, конвейеры и подъёмные устройства. Инженерно-технические работники цеха создали неснижаемый резерв машин и оснастки, проводили беспрерывную профилактику механизмов. В два раза было сокращено время плавок в результате применения метода «простого переплава» стали. Цех постепенно вышел из кризиса и стал ритмично обеспечивать производство траками».
ВКЛАД КОНСТРУКТОРОВ ЗАВОДА
Надо сказать, что уже осенью 1941 года конструкторский отдел завода №112 начал научно-исследовательскую работу по усилению корпуса танка, разработке чертежей усиленной башни, увеличению надёжности бортовой передачи и др. Всего план опытных и научно-исследовательских работ отдела на 1942 год включал в себя 18 тем. Специалисты Отдела главного конструктора были распределены по секторам: сектор по корпусу, по ходовой части, по башне и вооружению и т.д. Так, конструкторы по корпусу в декабре 1941 внесли упрощение в конструкцию корпуса танка, в результате чего уменьшилось количество механической обработки, была облегчена технология термообработки. За короткий срок также было осуществлено упрощение ещё по 17 основным деталям.
За счёт конструктивных изменений башни удалось достичь возможности замены башенной пушки Ф-34 в полевых условиях: выемка пушки стала проводиться не через нишу, а через юбку башни с помощью двух штатных домкратов. Также было вынесено решение об увеличении толщины лобовой брони танка до 60 мм. Все эти работы осуществлялись в полной увязке с КБ завода №183, которое было эвакуировано из Харькова в Нижний Тагил. Только за 1942 год конструкторский отдел завода №112 внёс в техническую документацию более 1000 изменений.
СВАРЩИКИ
В начале 1942 года на заводе широко развернулись работы по внедрению автоматической сварки под слоем флюса по методу академика Е.О. Патона. Работа велась под руководством сотрудников ОГТ В.М. Киреева, М.Г. Панова и Л.Н. Краснопольского. Автоматическая сварка позволила в несколько раз поднять производительность на сварочных операциях и добиться повышения прочности сварочного шва. Потребовалось немало времени, чтобы внедрить в производство эту чрезвычайно прогрессивную технологию. Во втором полугодии 1942 года на заводе возник острый дефицит флюса для автоматической сварки. Перед отделом главного металлурга была поставлена задача: выявить возможности изготовления флюса-заменителя из имеющихся на заводе сырых материалов. Уже в сентябре было освоено массовое производство флюса-заменителя, и завод полностью перешёл на флюсы собственного производства.
ОГНЕМЁТНЫЕ ТАНКИ
Весной 1942 года фашисты, отброшенные от Москвы, укрепились в районе Ржева, создав усиленную оборону. Командование Красной Армии решило применить в боях за взятие этих укреплений специальные огнеметные танки.
В первых числах июня 1942 года сормовичи получили приказ Верховного Главнокомандующего изготовить в отправить на фронт 60 огнемётных танков. Срок исполнения - июнь. Для контроля за выполнением приказа Главкома на завод «Красное Сормово» прибыл заместитель Наркома танковой промышленности С.А. Степанов. Наряду с выпуском серийных танков Т-34 надо было делать огнемётные, которые представляли для сормовичей новинку. Корпус требовал переделки: справа от водителя вместо пулеметного гнезда устанавливался огнеметный аппарат, а на корпусе укреплялись баки со специальным порошком и бензином. Струя смеси под большим давлением выбрасывалась аппаратом на расстояние до 100 м. В конце выброса струя «огненной жидкости» расширялась до 5 м в диаметре. Все вокруг воспламенялось. Горел бетон, кирпич, металл... Это страшное оружие войны Красная Армия вынуждена была применить, чтобы уничтожить укрепления врага, построенные на нашей земле. Выполнить приказ по выпуску огнеметных танков надо было любой ценой.
Дни и ночи трудились за себя и за товарищей, ушедших на фронт, наши сборщики, регулировщики и испытатели танков. Среди них было много шестнадцати-семнадцатилетних пареньков, таких, как Юрий Чадаев, Борис Жаворонков. Василий Копытов, Фёдор Горбунов. Особенно выделялся среди других начальник участка сдачи П.И. Лапшов. Он и его бригада в это время находились на «казарменном положении»: сутками не выходили из завода, отдыхали и спали в подсобных помещениях цеха. Под руководством П.И. Лапшова были отрегулированы огнеметы: он добился безотказной огневой стрельбы.
Сормовичи сдали 60 огнемётных танков в установленный срок. Последние 12 машин были сданы, укомплектованы и отправлены на фронт 29 июня. Из писем с фронта стало известно, что огнеметные танки Т-34 оказали огромную помощь частям Красной Армии в разгроме фашистской группировки, укрепившейся в районе Ржева.
Обработка танковых траков
В цехе сборки танков завода «Красное Сормово», 1944
Т-34-76 на пр. Кораблестроителей
После Великой Отечественной войны «тридцатьчетвёрки» встали памятниками боевому подвигу танкистов и трудовому подвигу танкостроителей. В Нижнем Новгороде на проспекте Кораблестроителей установлен танк Т-34-76, принимавший участие в боях за Ленинград.
За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода в 1943 году был награждён орденом Ленина.
Более подробно о танкостроении на заводе «Красное Сормово»
в годы Великой Отечественной войны можно почитать в брошюрах
А.С. Окунева и В.В. Московкина в разделе «Издано Музеем» по ссылкам:
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/8ce/27c3ji2s0juin9j5ayhuqq5397xbxmzg.pdf
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/fb1/m5q5v5usarthgfr0rnc3llmoguwbvoj2.pdf
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/a38/yvxs9vgp9ox23aax22vcykxg38vefl3t.pdf