Постановление ГКО №4873сс от 1 января 1944 года о вооружении
танков Т-34 85 мм пушкой взамен 76 мм Ф-34 и Постановление ГКО
№5020сс от 23 января 1944 года об увеличении производства танков
Т-34 с 85 мм пушкой и расширенным погоном
Главный цех танковой сборки в годы войны
Владимир Владимирович Крылов Григорий Иванович Кузьмин
Танк Т-34-85
Вячеслав Михайлович Керичев Александр Степанович Окунев
Танк Т-34-85 после заводских испытаний
Ефим Эммануилович Рубинчик Сергей Николаевич Якимовский
Установка для автоматической сварки под флюсом крыши
башни танка Т-34-85 на завод №112 «Красное Сормово», 1945
Т-34 с навесной бронёй
Е.Э. Рубинчик прикрепляет Орден Отечественной войны I степени
на Знамя завода, 1945
Митинг на заводе «Красное Сормово» по поводу передачи
на вечное хранение Знамя ГКО, 1946
Гипсовая статуя танкиста и танк Т-34-85 (№422)
на территории завода «Красное Сормово», 1949
Аллея у танка Т-34 на территории завода «Красное Сормово»
Экипаж танка №422 в Сормове накануне 21-й годовщины со Дня Победы
над фашистской Германией. Слева направо: П.П. Суров - командир танка,
А.П. Гашев - механик-водитель, И.И. Никитин - заряжающий,
С.Д. Гусев - командир орудия, В.В. Спильный - радист-пулемётчик, 1966
Танк Т-34-85 на территории завода «Красное Сормово»
В январе 1944 года на заводе «Красное Сормово» начат выпуск модернизированных танков Т-34-85.
Вопрос модернизации танка Т-34 остро встал после Курской битвы, где нашим броневым машинам впервые противостояли новейшие образцы бронетехники противника – «Тигры» и «Пантеры». Государственный Комитет обороны поручил осуществить модернизацию танка головному заводу №183 (Нижний Тагил) и заводу №112 («Красное Сормово»).
Используя свой богатый опыт, накопленный в годы войны, сормовичи неустанно совершенствовали качество танков. В начале 1944 года конструкторскому коллективу завода под руководством главного инженера Г.И. Кузьмина и главного конструктора В.В. Крылова была поставлена сложнейшая задача: не приостанавливая серийного производства, оснастить машину 85-мм орудием (вместо 76-миллиметрового). С целью повышения бронестойкости с 1943 года на танке монтировалась уже не сварная, а цельнолитая башня.
В модернизации принял участие и завод №92 (ныне Нижегородский машиностроительный завод), которому предстояло освоить в производстве 85-мм танковую пушку Д-5Т. Конструкторы завода №112 расширили погон башни, что позволило разместить в ней 85-мм пушку. Огневая мощь и боевая эффективность модернизированного танка значительно возросли по сравнению с танком Т-34-76.
Тактические свойства танка улучшились за счёт утолщения брони носового узла и башни. Толщина лобовой брони была доведена до 90 мм, боковой – до 75 мм. Введение командирской башенки с призматическими смотровыми приборами и ручным перископом расширило круговой обзор.
Модернизацию танка утвердил Государственный Комитет обороны. Танку присвоили индекс Т-34-85. По чертежам, разработанным «Красным Сормовом», перешли на производство модернизированных машин с новой пушкой все заводы страны, выпускавшие танк Т-34.
Новым ценным вкладом в развитие производства явилось внедрение автоматической сварки по методу академика Е.О. Патона. Автоматическая сварка ускоряла выпуск боевых машин, увеличивала прочность их корпусов.
Сормовичи искали и находили все новые резервы для роста производства. Они совершенствовали технику, помогали быстрее механизировать производственные процессы.
Ни один танк не мог идти в сравнение с Т-34-85 – ни американский, ни английский, ни немецкий. Его отличали высокая маневренность, компактность конструкции, небольшие габариты, приземистость, которая повышала его неуязвимость и вместе с тем помогала вписываться в местность, маскироваться. К этому следует добавить высокую проходимость, хороший двигатель, неплохую броню.
Модернизация была осуществлена под руководством директора завода Е.Э. Рубинчика. За работу по улучшению конструкции танка работники заводского конструкторского бюро – главный конструктор В.В. Крылов, ведущий конструктор по корпусной специальности В.М. Керичев, ведущий конструктор сектора вооружения А.С. Окунев, специалисты С.Н. Якимовский, М.И. Воронин, И.Д. Игнатьев, С.А. Чепурнов, Н.Г. Курицын, Ф.Ф. Малышев, М.М. Пилярский, И.И. Краковский, А.И. Пронин, П.И. Минаев, В.П. Воробьев и многие другие были удостоены правительственных наград.
До самого конца войны танк Т-34-85 оставался непревзойдённым и стал основой танковых войск в стране на долгое время.
Всего за годы войны на заводе «Красное Сормово» построено 12038 танков, отремонтировано 1839 боевых машин.
За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода в 1945 году был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Более 600 рабочих, инженеров, техников и служащих правительство наградило орденами и медалями Советского Союза.
О трудовом подвиге сормовичей напоминает нынешнему поколению еще одна ценная реликвия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение. В годы войны это знамя 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.
Сормовские танки стали памятниками боевого и трудового подвига в годы Великой Отечественной войны. В мае 1970 года, в знак памяти о вкладе заводчан в победу над врагом, в самом сердце города – у Вечного огня в Нижегородском кремле – был установлен танк Т-34-85 (№500). 7 мая 1970 года он своим ходом вошёл на гранитный постамент. Танк, построенный на заводе «Красное Сормово» в апреле 1945 года, одним из первых ворвался в Вену. В Нижегородском кремле есть ещё один танк Т-34-85 – он стоит на выставке военной техники у крепостной стены.
В 1946 году офицеры и воины 66-го гвардейского танкового полка 12-й гвардейской танковой дивизии в составе Группы советских войск в Германии решили передать одну из боевых машин труженикам завода «Красное Сормово» для памятника Победы. В сопроводительном письме командир воинской части, Герой Советского Союза, гвардии полковник Михаил Степанович Пискунов писал: «На ваш завод наша часть отправляет вам исторический танк, который сошёл с конвейера вашего завода. Это оружие-реликвия с боями прошло от реки Вислы до стен Рейхстага. Первым в упорном бою с врагом он ворвался в Берлин. На этом танке Т-34 вёл в бои танковый взвод отважный командир – гвардии лейтенант Пётр Пимович Суров. Вёл машину умелый механик-водитель гвардии старший сержант Александр Павлович Гашев. Из замечательной пушки разили врага командир орудия гвардии старший сержант Сергей Дмитриевич Гусев, заряжающий гвардии старший сержант Иосиф Иванович Никитин, радист-пулемётчик гвардии старший сержант Владимир Власович Спильный. У всех у них грудь увешана боевыми орденами и медалями.
Мотор танка отработал две гарантийных нормы. В единоборстве с врагом экипаж танка уничтожил 4 противотанковых оружия, 6 миномётов, 9 пулемётных точек, уничтожил 3 вражеских танка и 280 солдат и офицеров вражеской армии. После грозных боёв с врагом танк в полной исправности прослужил на охране мира и независимости нашей Родины далеко за рубежом родной земли больше года. И вот мы его целым и невредимым возвращаем на свою родину, на родной завод».
Сормовичи решили установить танк Т-34-85 (№422) на территории завода, рядом с главным цехом танковой сборки. На массивном постаменте надпись: «Этот танк, построенный заводом, вместе с частями Красной Армии одним из первых ворвался в Берлин в апреле 1945 года».
В послевоенной судьбе этого танка было несколько важных событий.
В 1966 году на завод для празднования Дня Победы из разных уголков страны приехали командир танка П.П. Суров, заряжающий З.И. Никитин, механик-водитель А.П. Гашев, командир оружия С.Д. Гусев, радист-пулемётчик В.В. Спильный. Эта горячая встреча осталась в памяти всех, кто был её участником и свидетелем.
Вторая встреча славного экипажа танкистов с сормовичами и со своим стальным другом произошла в феврале 1975 года. На встрече присутствовали командир танковой бригады Герой Советского Союза М.С. Пискунов и Е.Э. Рубинчик – в годы войны он был директором завода, построившего более 12 тысяч легендарных «тридцатьчетвёрок»
В 1980 году танк Т-34-85 (№422) получил новую прописку – вместе с полномасштабной копией первого советского танка «Борец за свободу тов. Ленин», построенного на заводе в 1920 году, он встал на площади Славы у Северной проходной завода. Сегодня мемориальный комплекс дополнили Вечный огонь и ограждение рубки дизельной подводной лодки «С-7», которая была построена на заводе в 1940 году.
А в мае 2015 года, в год 70-летия Победы, поклониться «боевому друг» деда и прадеда, взошедшему на пьедестал у Северной проходной завода, из южноуральского города Усть-Катав приезжали наследники Победы – сын, внуки и правнуки славного танкиста, гвардии сержанта Иосифа (Зосима) Никитина.
Т-34 (№422) на испытании
Танки Т-34-85 и первый отечественный танк «Борец за свободу
тов. Ленин» на пл. Славы у Севернгой проходной завода «Красное Сормово», 1980-е годы
Сормовский танк Т-34-85 у Вечного огня в Кремле, 1970
Сормовский танк Т-34-85 у Вечного огня в Кремле, 2024
Потомки Иосифа (Зосимы) Никитина у танков на пл. Славы, 2015
Мемориальный комплекс площади Славы у Северной проходной
завода «Красное Сормово» дополнили Вечный огонь и ограждение рубки
дизельной подводной лодки «С-7», 2022
Более подробно о танкостроении на заводе «Красное Сормово»
в годы Великой Отечественной войны можно почитать в брошюрах
А.С. Окунева и В.В. Московкина в разделе «Издано Музеем» по ссылкам:
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/8ce/27c3ji2s0juin9j5ayhuqq5397xbxmzg.pdf
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/fb1/m5q5v5usarthgfr0rnc3llmoguwbvoj2.pdf
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/a38/yvxs9vgp9ox23aax22vcykxg38vefl3t.pdf