После постройки нового судокотельного цеха, оборудованного строгальными и фрезерными станками для обработки кромок и фасонных листов, гидравлическими клепальными машинами, прессом для штамповки сложных деталей, многошпиндельными сверлильными машинами, сормовичи освоили выпуск любых судовых, паровозных, локомобильных, малых котлов для паровых баркасов и переносных помп (как цилиндрических, так и батарейных и трубчатых). Высокое качество продукции обеспечивалось сокращением до минимума заклёпочных швов, применением штампованных днищ, люков и лазов, пневматической чеканкой, гидравлическими испытаниями.
В 1886 году существовавшая котельная мастерская имела: паровую машину в 8 сил с паровым котлом, паровой пресс с котлом, 4 пресса для обрезки железа, печь для нагрева железных листов, вальцы для гибки котельного железа и все необходимые устройства, приспособления и инструмент. Завод также принимал на себя полный ремонт паровых судов, вагонов и всякого рода механизмов.
В 1895 году взамен старых, построили новые цехи - прокатный и котельный.
В 1896 году на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке, среди прочих образцов завод выставил и котел нового образца.
В 1914 году общая площадь котельного цеха составляла 8003 кв. м., из которых 1206 кв. м. были заняты вспомогательными и подсобными помещениями. В цехе были установлены: гидропресс в 70 тонн для фланжировки котельных днищ, одна гидравлическая клепальная машина в 350 атм. для клёпки котлов, мостовых балок и прочих; 1 клепальная переносная машина в 300 атм.; 11 дыропробивных прессов с ножницами; 4 станка с вальцами загибными и правильными; 1 паровой молот в 0,5 тонны для изготовления связей котловых и якорных деталей, мелких поковок для тендеров и для отковки цехового инструмента; 46 станков для обработки металлов (токарные, сверлильные, фрезерные и т.д.), 32 пневматических инструмента (сверлильные, зубильные, клепальные молотки); 3 нагревательные печи для котельных деталей, работающие на нефти; 28 нефтяных горнов разных типов для гибочных, сварочных и штамповочных работ. Для приведения в действие станков и других рабочих машин служил электромотор общей мощностью в 187,5 л.с. и два двигателя «Аванс» по 25 л.с. Пар для отопления мастерской и для некоторых рабочих машин вырабатывался тремя установленными при цехе паровыми котлами общей поверхностью нагрева 217 кв. м. Кроме того, были установлены 4 насоса для подачи нефти и воды, 2 компрессора, 3 аккумулятора. Цех обслуживался следующими подъемными механизмами: 4 электрических мостовых крана грузоподъемностью от 10 до 40 тонн, один козловой электрический кран в 10 тонн, обслуживающий открытую площадку и склад металла, 14 радиальных крана каждый в 0,5 тонны, один гидравлический кран в 2,5 тонны.
К 1915 году котельщики отправили на свои стапеля более 1000 паровых агрегатов, крупный заказ на 16 главных котлов для крейсера 1-го ранга «Очаков», кроме того, бесперебойно поставляли продукцию в паровозосборочные цехи. Над изготовлением котлоагрегатов трудились различные мастеровые – разметчики, котельщики, клепальщики, чеканщики и другие знатные умельцы.
Чертежи цех получал из технического бюро завода только в виде общих видов. В разметочной мастерской цеха по этим чертежам и производилась разметка на листовом металле в натуральную величину. На листах разметчики кроме маркировки указывали места для люков, фланжировок, отбуртовок, ласков и расположения заклёпочных швов.
Ещё более ответственной работой была разметка котлов и резервуаров, она требовала от разметчиков определенных знаний и высокой квалификации. Разметчиками в котельном цехе работали умельцы и практики с большим производственным опытом. В конце 20-х годов ХХ века производство потребовало от конструкторов выдавать детальные чертежи на котлы. Это означало разрабатывать чертежи и на заготовки.
Типы котлов
С 1858 года Сормовский завод перешёл к строительству паровых судовых котлов из листового металла своего проката. В 1870 годах в производстве завода уже находились котлы огнетрубного типа с цилиндрическим корпусом. Почти одновременно появились оборотные и пролетные котлы.
Оборотными котлы назывались потому, что дымогарные газы при переходе из топки в огневой камере делали поворот в дымогарные трубы на 180 градусов – устанавливались на нефтеналивных морских шхунах, на морских и речных паровых буксирах, на речных земснарядах и паровых баркасах.
Пролётные котлы отличались от оборотных тем, что газы из топки проходили огневую камеру и дымогарные трубы без поворота – устанавливались на земснарядах и пассажирских пароходах (завод с 1897 года на все выпускаемые пассажирские пароходы и на все последующие включительно по 1933 год устанавливал только пролётные котлы).
Огнетрубные котлы указанных типов отличались большим объёмом водяного пространства, благодаря чему в них аккумулировалась значительная часть теплоты. Это позволяло с успехом использовать огнетрубные котлы при переменных режимах работы судовых установок. Котлы указанного типа состояли из цилиндрической бочки котла, топок, или жаровых труб в количестве от одной до трёх, огневой камеры, дымогарных труб.
В 1936 году на заводе «Красное Сормово» впервые был разработан оборотного типа паровой котёл сварной конструкции (по чертежу № М-49605) на баркас «Сормовец». Эксплуатацию данного котла поручено вести в течение определённого срока под наблюдением конструкторского отдела завода. Практика показала, что в самых тяжёлых условиях работы баркаса, котёл сварной конструкции работал весьма надежно и без дефектов. Этот опыт был использован при разработке паровозного котла для послевоенного паровоза СУ.
Водотрубные котлы
Завод кроме котлов оборотного и пролётного типа строил и водотрубные котлы. Например, в 1902 году для переоборудования котельной установки на крейсере «Очаков» завод построил 16 водотрубных котлов треугольного типа.
В 1939 году по проектам одной из проектной организации завод приступил к строительству 4 водотрубных котлов для 8 морских землечерпалок на рабочее давление пара 14 кг/кв. см с поверхностью нагрева по 250 кв. м.
На всех теплоходах завод устанавливал утилизационные котлы. Назначение этих котлов состояло в том, чтобы хозяйственные потребности судна обеспечивались горячей водой, как во время хода, так и на продолжительных стоянках. Указанные котлы на ходу работали на отходящих газах от главных судовых двигателей, на продолжительных стоянках использовались штатные форсунки. Такие котлы в большинстве случаев строились вертикального типа по чертежам конструкторского отдела завода.
В период восстановления и ремонта речного флота после Гражданской войны, в годы первых пятилеток котельщики завода отремонтировали для судов и отправили на другие предприятия (строившие землечерпалки, пароходы, буксиры) более 500 агрегатов. Изготавливали резервуары, баки, цистерны, газогенераторные установки.
Вспомогательные котлы
На пассажирских дизель электроходах «Ленин» выпуска 1958 года вспомогательный котел был запроектирован огнетрубного пролётного типа с автоматическим электроуправлением. В такой установке автоматика не внушала особого доверия, а главное в случае её отказа, при наличии такого котла, следует ожидать взрыва большой разрушающей силы. Потребовалось доказать, что жаротрубный котёл следует заменить на покупной водотрубный котел типа КВВ-1/5. В результате на дизель-электроходе «Ленин» котельная установка состоит из 3 утилизационных котлов производительностью 240 кг/час и одного вспомогательного водотрубного котла производительностью 1000 кг/час, полностью автоматизирована и во время работы не требует обслуживания. Это дает сокращение команды на 4 человека, экономию топлива за навигацию около 10 тонн. Такая котельная установка с автоматизированным управлением впервые установлена Сормовским заводом на пассажирских дизель-электроходах «Ленин» и «Советский Союз». Котельная установка обеспечила автоматическую работу первой на Волге системы кондиционирования воздуха на речном пассажирском судне. Система кондиционирования воздуха обеспечивает отопление и вентиляцию всех кают пассажиров и команды, а также салонов, ресторана, кинозала, рулевой рубки и поста управления машинного отделения. Заданные параметры воздуха в помещениях поддерживаются автоматически.
Опыт и традиции помогли сормовичам в 1960–1970-е годы в короткий срок наладить выпуск сложного оборудования для большой химии. Были освоены прогрессивные технологии сборки, сварки, контроля изделий из нержавеющих и алюминиевых сплавов больших толщин и сложных конструкций. В этот период на заводе изготовлялись ресиверы для компрессорных станций емкостью от 5 до 16 куб. м для Москвы, Мурманска, Красноярска, Магнитогорска и других городов, а также на экспорт в Индию, Китай, Египет. Заказчикам отправлялись баки-дегазаторы, газгольдеры, ректификационные колонны, абсорберы, кожуха. Для цементной промышленности поставлялись трубные вращающиеся мельницы.
Искусство строить качественно паровые котлы из толстого листового металла принадлежало умельцам сормовского завода.
Более подробно про мостостроение можно почитать в брошюре
А.С. Окунева в разделе "Издано Музеем" по ссылке:
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/150/llv0b00mvpi4f5zawfxg4x7iqcre0i4e.pdf