Большое количество паровых машин строилось на продажу. В 1851 году уральским заводчикам Лазаревым были отправлены две 217 воздуходувные паровые машины. А в 1853–1854 годах для Астраханского порта изготовили пароходные и стационарные машины. В 1860–1869 годах на суда своей постройки поставлено 40 машин.
С 1870 года был освоен выпуск паровых машин для прокатных станов.
С 1875 года стали выполняться заказы на поставку запасных частей к паровым машинам, работающим на Путиловском, Воткинском, Коломенском и других заводах. В цехах совершенствовалось оборудование, качество изготовления изделий и узлов.
В 1885 году «За отличную работу пароходного вала с отделанными шейками» завод был награжден Дипломом Императорского технического общества.
Журнал «Русское судоходство» за № 2, 3 в 1886 году писал: «Завод общества «Сормово» основан в 1849 году с целью постройки пароходов, пароходных и постоянных паровых машин и котлов. Насколько необходимо было устройство такого завода для развития едва начинавшегося тогда пароходства на Волге и, как удачен был выбор места, в центре наших главных пароходных сообщений, видно из того, что с основания своего по настоящее время, завод выпустил 109 пароходов и приобрел весьма солидную репутацию на Волге».
Сормовский завод, используя опыт постройки Ижорским заводом первой бесбалансирной паровой машины, довольно в короткий срок перешел на строительство паровых машин конструкции своего завода. При строительстве паровых машин, завод широко использовал чугунное литье. Так, например, не считая цилиндров, все фасонные рамы, корпус насосов и даже направляющие параллели, работающие на изгиб, отливались из чугуна. И только в 1870 году чугунные параллели были заменены на кованые, железные прорезные, а после 1890 года на заводе перешли на стальное литье.
В 1888 году впервые в нашей стране на Сормовском заводе была конструктивно разработана и построена двухколенчатая паровая машина с трехкратным расширением пара. Это было новое слово в машиностроении. Заслуга в осуществлении экспериментов принадлежала А.Г. Некрасову, уже составившему себе имя на Волге, и Я.Я. Лазареву, чья деятельность тоже получила широкую известность далеко за пределами Сормова.
Строительство паровых машин, как главных судовых двигателей, работающих на гребные колеса или на гребные винты, так и вспомогательных, работающих на динамо-машины, насосы и прочие приводы, составляло одну из основных специализаций завода «Сормово» по машиностроению.
В 1890-е годы на заводе сложился талантливый коллектив механиков во главе с талантливым русским конструктором и изобретателем В.И. Калашниковым (конструктор А.И. Грачев проектировал машины с парораспределением Джоя, конструктор В.А. Московкин – машины с клапанным распределением пара по цилиндрам и др.). В.И. Калашников создал отечественную школу речного судостроения, которую прошли многие мастеровые люди. Он разработал ряд конструктивных улучшений паровых машин, внедрил принцип многократного расширения пара в паровых машинах, добился повышения пара в котлах, изобрел усовершенствованную форсунку для распыления мазута и другое. По проектам В.И. Калашникова сормовичи изготовили паровые машины для Московского водопровода, машины и насосы – для Нижегородского.
Теория паровых машин указывала, что если сделать машину четырехкратного расширения, то расход пара на одну индикаторную силу час, должен уменьшиться. Эта идея завладела В.И. Калашниковым, и он решил об этом доложить техническому персоналу завода. Многие восхищались работой Василия Ивановича, он сумел найти блестящее решение такого сложного проекта. Однако дирекция завода не дала согласия на строительство машины четырехкратного расширения.
В 1895 году под руководством механика Н.Н. Приемского был разработан новый типоряд легких, компактных (даже изящных) механизмов со стальными литыми рамами, паровые машины типа «компаунд» тройного и четверного расширения пара, имеющие плавный, уравновешенный ход. Образец – главные машины лучших на Волге пароходов типа «Граф». В этих машинах с тремя цельноковаными коленами и парораспределением Джоя чугунными деталями остались только цилиндры.
Журнал «Русское судоходство» № 176 в 1896 году писал: «Сормовские заводы в своем отделении выставки экспонировали две паровые машины: одна в 350 сил тройного расширения с кулисами Стефенсона; вторая машина 150 сил, тоже вертикальная на стальной станине. В первой машине обращала на себя внимание отдельная паровая машина для воздушного насоса».
В 1902–1904 годах по заказу морского ведомства были спроектированы и изготовлены мощные (19 500 и.л.с.) поршневые паровые машины с трехкратным расширением пара для крупного военного крейсера I ранга «Очаков» и главные машины для транспорта «Камчатка». Исполнители этого крупного и престижного для завода заказа – конструкторское бюро по машиностроению – сотни мастеров, бригадиров и рабочих. Триста из них непосредственно на крейсере в Севастополе монтировали, испытывали и сдавали главные и вспомогательные механизмы.
За 1905–1908 годы были изготовлены 10 комплектов машин для канонерских лодок на реке Амур и 25 комплектов – для пароходов типа «Граф». Сормовский завод в 1908 году при выпуске серии канонерских лодок для Амура, впервые ввел паровые машины, работающие перегретым паром.
Паровые машины на буксирных колесных пароходах применялись с числом оборотов в пределах 23-36 и до 45 – на пассажирских. На винтовых судах ставились вертикальные машины до 350 оборотов в минуту.
Паровые машины постройки Сормовского завода, отличались своей компактностью форм, как в отдельных деталях, так и в узлах в целом.
В 1909 году по заказу пароходства «Братья Каменские» завод построил грузопассажирский пароход «Василий», на котором впервые в мире клапанная машина «Компаунд» работала на перегретом паре. После опытного применения клапанной системы парораспределения (в 1909 г.) началась серийная постройка наклонных машин этого типа на Сормовском заводе.
Разработка чертежей на паровые машины, паровые котлы, гребные колеса, гребные винты, многие механизмы и устройства любого назначения для стационарного и судового оборудования, производилась силами Главного технического бюро.
В 1912 году под руководством А.Суходольского и А.И. Грачева была разработана паровая машина наклонного типа системы «Компаунд» с инжекционным холодильником парораспределения Джоя.
Всего с 1896 по 1915 год сормовские машиностроители сдали 222 паровые машины 18 типов (в том числе 44 на заказ). В период восстановления речного флота после Гражданской войны выпуск паровых машин был по-прежнему приоритетным.
В 1930 годах паровые машины строились в большом количестве для буксирных пароходов на реки, протекающие в Северо-Двинских лесных массивах. В этот период особое значение имела экономика силовых паровых судовых установок. Намечался план реконструкций паровых машин. К этой работе были привлечены молодые инженеры. Так, в главном техническом бюро перевели паровую машину «Компаунд», мощностью 200 и.л.с. с насыщенного пара на перегретый пар.
В 1933 году сормовичи изготовили 21 машину для землечерпалок типа «Камская», которые строились на других верфях.
В 1936 году паровозный цех был переведен на серийный выпуск изделий машиностроения – паровых машин в 70, 170, 300 л.с.
С 1930 по 1937 год сормовичи изготовили 20 машин по 200 л.с. и 40 машин по 300 л.с. В массовом порядке продавались машины другим заводам: 28 комплектов для 120-кубовых землечерпалок, 15 комплектов для 250-кубовых землесосов Гороховецкой и Мордовщиковской судоверфей. Перед Великой Отечественной войной были сданы заказчику последние построенные сормовичами пароходы типа «Военмор Ворошилов».
Сормовский завод за время своей деятельности поставлял паровые машины своего изготовления во многие уголки нашей Родины. Сормовичи сделали значительный вклад в машиностроение в конце ХIХ и начале ХХ веков.
Более подробно про мостостроение можно почитать в брошюре
А.С. Окунева в разделе "Издано Музеем" по ссылке:
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/150/llv0b00mvpi4f5zawfxg4x7iqcre0i4e.pdf