
Морской танкер «Генерал Ази Асланов», 1950

Раскладка листов танкера «Генерал Ази Асланов» на открытом
стапеле завода «Красное Сормово», 1939
Танкер «Генерал Ази Асланов»
Последнее 12-е судно из серии танкеров пр.410 типа «Ленин» получило название «Генерал Ази Асланов». Его заложили на заводе «Красное Сормово» в 1941 году, а сдали Каспийскому пароходству только в 1950-м: задержка в постройке произошла в связи с началом Великой Отечественной войны.
В 1941–1942 годы корабль использовался как несамоходная шаланда в низовьях Волги для доставки защитникам Сталинграда боеприпасов и военного снаряжения.
В 1949 году танкер был доставлен на завод «Красное Сормово» на ремонт: корпус судна в надводной части во многих местах был пробит пулями и осколками снарядов, а внутри покрыт слоем цемента. В процессе достройки судно было модернизировано и стало одним из лучших танкеров того времени – первым в СССР морским дизель-электроходом.
В отличие от ранее построенных судов этого типа он был переконструирован под сварной набор и имел не три, а лишь две продольные переборки.
Проектированием электромеханической части танкера занимался Ленинградский «Морсудопроект» (Центральное проектно-конструкторское бюро Министерства морского флота СССР).
На танкере было установлено 4 четырёхтактных дизеля по 900 л.с., которые приводили в действие 4 генератора по 700 кВт напряжением 700 в.
На танкере «Генерал Азии Асланов» впервые в Советском Союзе были установлены дистанционное управление с капитанского мостика и автоматика машинного отделения. На морском судне водоизмещением 13500 тонн была блестяще разрешена проблема применения электрогребной установки. Она позволила уменьшить вес судна на 300 тонн и дала увеличение скорости по сравнению с другими однотипными танкерами на 8 процентов.
Основные технические характеристики танкера «Генерал Ази Асланов»
Длина 132,6 м
Ширина 16,9 м
Высота борта 9,0 м
Грузоподъемность 9850,0 т
Общая вместимость
9-ти грузовых танков 11302 куб. м
Мощность 3600 л.с.
Скорость 11 узлов