Получив хорошие заказы, завод в 1900 году создал котельно-мостовой цех, состоящий из двух зданий (мостовой и котельный участки), между ними площадка для сборки конструкций с краном грузоподъемностью 10 т. Мастерские имели все необходимое оборудование для изготовления стропил, поворотных кругов для ж/д, различных резервуаров, башенных кранов, углеперегружателей для портов и станций. Мостовые пролеты после предварительной сборки, динамических испытаний и окраски разбирались на узлы и отправлялись по железной дороге.
Первым начальником нового цеха был И.К. Чупин. На место установки моста выезжали специальные бригады с семьями в составе монтеров, плотников, сборщиков, клепальщиков, грузчиков, маляров и т. д.
Наблюдение и контроль за строительством и установкой на месте мостовых пролетов осуществлял заведующий котельно-мостовым бюро завода Г.Н. Мартемьянов.
Мостовое дело включало в строительство не только постройку верхних пролетных строений металлических мостов разного типа, но и всевозможные металлоконструкции: стропила, ж/д поворотные круги, резервуары, башенные краны, углеперегружатели и т. п.
Многие заказы выполнялись в двух производственных помещениях, одно из них принадлежало Мостовому цеху, другое – Котельному. Некоторое время, когда цех существовал под названием Котельно-Мостовой, а конструкторское бюро во все времена так и называлось – Котельно-Мостовое техническое бюро. Каменное из красного кирпича здание Мостового цеха размещалось по соседству в одном ряду с более высоким зданием Котельного цеха. Оба цеха в длину занимали параллельные участки с юга на север до низины, которая в прошлом являлась продолжением, так называемой судоямы завода.
Между указанными двумя зданиями открытая площадка использовалась для сборки и склепки мостовых и прочих металлоконструкций. Площадка была оборудована козловым краном грузоподъемностью в 10 тонн, рельсовый путь для которого был проложен с расчетом обслуживания склада металла и погрузки готовых изделий на ж/д платформы. Кроме того мостовой цех имел деревянное двухэтажное здание, на верхнем этаже которого размещалось цеховая контора, а в нижнем - склад инструмента, болтов и заклепок.
К 1 января 1914 года Мостовой цех занимал площадь в 672 кв. саженей или 3052 кв. м, из которых на 450 кв. м. размещалась мастерская для разметки и изготовления шаблонов. Цех имел оборудование – 45 различных станков для обработки металла, 29 электрических ручных сверлилок, 55 пневматических инструментов. Были установлены одна нагревательная печь и 10 горнов. Все станки приводились в действие электромоторами общей мощностью в 159 л.с. Цех обслуживался 4 мостовыми кранами грузоподъемностью по 6 тонн и одним паровым ж/д краном в 10 тонн.
Мостовые пролеты при сборке на заводе разделялись на основные составные части, как-то: главные формы, горизонтальные и поперечные связи, проезжая часть. Каждая из них собиралась и пригонялась отдельно в лежачем состоянии, причем элементы ферм, связующие между собой эти отдельные составные части моста, пригонялись поочередно к каждой из них. При этом использовались грузоподъемные средства цеха, а для поддержки пригоняемых частей применялись переносные деревянные козлы.
С 1900 по 1915 год было построено 850 мостовых пролетов общим весом 44 000 т и 26 000 т различных металлоконструкций. Только под руководством талантливого мастера Степана Даниловича Окунева были построены и сданы мосты через реки Чулым (длина 300 м, вес 1480 т), Сутху (1913 г.), Свирь (1915 г.), Москва-реку (Лужники), Куру в Тбилиси, Монзалу в Уфимской губернии; мосты на ст. Выдрино Забайкальской ж/д (1914 г.); металлоконструкции для кессонных работ при установке мостов на реках Нева, Зея, Бурея, Амур; резервуары длямазута на пристани Исады на 250 000 пудов; башенные краны г/п 4 т (24 м), 7,5 т (12 м) с высотой подъема 16 м.
Последний ж.д. мост был установлен сормовичами через реку Сутку в 1916 году. Но на этом история мостостроения не закончилась. 30 июня 1919 года была срочно создана бригада из 58 человек под руководством Георгия Николаевича Мартемьянова для ремонта и восстановления мостов, поврежденных и разрушенных в Гражданскую войну на реках Казанке, Волге у Симбирска, на Волго-Бугульминской железной дороге. Было поручено срочно изготовить мостовые пролеты через реки Усент (64 м), Черемша (64 м), Кармала (42,7 м), Уренбаш (32 м).
До сих пор на многих реках и железных дорогах надежно служат мосты, созданные руками сормовских умельцев.
Более подробно про мостостроение можно почитать в брошюре
А.С. Окунева в разделе "Издано Музеем" по ссылке:
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/0e9/i7fxf5uf2etsc0xn2z9d8twd0vs87alo.pdf