![Борец за свободу тов. Ленин.jpg Борец за свободу тов. Ленин.jpg](/upload/medialibrary/076/cqbh2tgb2808zsqpefq5w9zzi7z6ifqi.jpg)
![Борец за свободу тов. Ленин. 1920..jpg Борец за свободу тов. Ленин. 1920..jpg](/upload/medialibrary/30c/lijwl2hmo3anb8nmnvuj9qjal894x8mj.jpg)
Первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин», 1920
Трофейный танк Рено ФТ-17 (без вооружения) на Сормовском заводе,
зима 1919
Иван Ильич Волков Василий Алексеевич Московкин
Сормовичи - создатели первого отечественного танка
Чертёж первого танка «Борец за свободу тов. Ленин»
Григорий Куприянович Крымов Иван Христианович Гаугель
И.Х. Гаугель (крайний слева) в цеху с создателями первого танка, 1919
Пушечный (дизельный) цех
Михаил Иванович Телогреев Григорий Куприянович Крылов
Схема моторного отделения «Рено-русского», которое,
по сравнению с Рено ФТ-17, было несколько изменено
Иван Алексеевич Аверин и Н.И. Зуев, фото 12 августа 1966 года
Андрей Васильевич Бояркин
Доклад В.И. Ленину Чрезвычайной комиссии о постройке первых танков
Сормовский танк на Красной площади в Москве, декабрь 1920
Танк «Рено-русский» со смешанным вооружением на манёврах, 1920-е годы
Первые советские трактора. Танки были им в помощь, 1930-е годы
Танк «Борец за свободу тов. Ленин» - первенец отечественного танкостроения. 1920
Первые танки Рено ФТ-17 (Renault FT-17) прибыли в Россию 12 декабря 1918 года. В этот день в Одессе выгрузились с транспортных судов на берег 20 танков из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии французской армии, прибывшие вместе с частями французской и греческой пехоты. 18 марта 1919 года под станцией Березовкой невдалеке от Одессы бригада комбрига Григорьева из состава 2-й Украинской Советской армии атаковала греко-французские части. Противник был выбит с передовых позиций и, растерявшись, бежал в полном беспорядке. В течение нескольких минут красноармейцам досталось много трофеев: около ста пулемётов, четыре орудия, из них два дальнобойных, масса снаряжения, семь паровозов, пять эшелонов, бронированный поезд, четыре танка и два штаба - греческий и французский.
Из четырёх захваченных танков, идентифицированных в документах армии, как танки «системы Реналт», полностью исправными были только два. Интересно, что добыча этих трофеев стала для красноармейцев неожиданностью не меньшей, чем само появление этих танков на поле боя. Обращение с трофеями требовало соответствующей подготовки, и попытки бойцов сразу же применить свежезахваченные танки в бою не увенчалась успехом. В итоге три танка из четырёх были отправлены в Харьков. Четвёртый танк командование армии решило отправить в Москву в качестве подарка В.И. Ленину на День всемирной солидарности трудящихся - 1 мая.
В апреле 1919 года трофейный танк прибыл в Москву. В.И. Ленин отнёсся к трофею с большим интересом. Он задал присутствовавшим на показе военным специалистам массу вопросов о конструкции и боевой эффективности этого оружия. Изучение и опыт эксплуатации захваченных под Одессой Рено ФТ-17 подтолкнули советское правительство к решению о начале производства в РСФСР собственных танков. С этой целью 10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности завод «Красное Сормово» был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение - с Путиловского, двигатели - с завода АМО. В качестве «образца для подражания» было решено отправить на Сормовский завод трофейный танк.
Руководство и рабочие Сормовского завода восприняли это решение с воодушевлением, и 22 августа коллегия правления завода взяла на себя обязательство изготовить первый танк через девять месяцев, то есть к лету 1920-го, а к концу того же года сдать заказчику полностью первые пятнадцать танков в составе пяти боевых единиц (по 1 пушечному и 2 пулеметных танка каждая). Правда, уяснив ситуацию, завод сдвинул срок сдачи первого танка на 1 октября 1920 года.
Эталонный танк прибыл на завод 29 сентября 1919 года «в трёх крытых вагонах в разобранном виде». Осмотр присланного Москвой образца обескуражил заводчан. Мало того, что танк прибыл без каких бы то ни было документов и спецификаций - сам танк доехал до завода «не целиком». Часть деталей попросту отсутствовала. Причём помимо деталей подвески и корпуса танка отсутствовали и такие важные элементы конструкции, как коробка передач, что сулило заводу колоссальные трудности.
И.И. Волков, один из инженеров Сормовского завода, принимавших участие в проектировании первого советского танка, впоследствии вспоминал: «Приступать к строительству танков приходилось в исключительно трудных условиях. В стране разруха. Необходимой техники нет. Что и говорить, было над чем поломать голову. Однако вера Ленина в рабочего человека вдохновляла сормовцев…»
К нам на завод был прислан легкий танк «Рено», захваченный в боях на Южном фронте. Вот, говорят, вам образец. Делайте. А «образец» этот больше походил на груду металла, чем на настоящий танк. В нём отсутствовали важнейшие узлы. Не было мотора, коробки передач, множества других ценных деталей. Но унывать было некогда. В два месяца нужно было изготовить техническую документацию…
Из воспоминаний помощника заведующего Главного технического бюро завода в 1919 году Н.И. Хрулева: «… Меня позвали к директору. Он сказал: будешь строить танки. Я опешил: я никогда и близко не видел танка. - Ничего, научишься, - ответил директор… Весь Сормовский завод в твоём распоряжении, кто тебе нужен, того и бери. Также тебе поручаю контроль за изготовлением танков в заводе и сдачу их Центроброни…Время было военное, не до споров. Мы взялись за дело…»
Работы по изготовлению чертежей были поручено главному техническому бюро. Для изучения танка и изготовления рабочих чертежей машины на заводе приказом по Центроброни была организована особая бригада конструкторов в составе инженеров Н.И. Хрулева, помощника заведующего главным техническим бюро. В группу вошли К.Г. Крылов, К.И. Сафонов, А.В. Бояркин, В.А. Московкин, А.Е. Басов, К.А. Бердышев, Г.А. Золотухин, П.И. Салтанов, М.И. Мещанинов, А.В. Витте, Б.Г. Филиппов и В.А. Курицын. Работа по проектированию первого отечественного танка началась 12 октября 1919 года. Сроки на его создание отводились весьма жёсткие.
По тому времени Сормовский завод был оснащён первоклассными лабораториями для исследования свойств и качеств металла. Сормовские сталевары давали металл, по качеству превосходивший лучшие заграничные сорта. В условиях гражданской войны многие материалы, казалось, достать было невозможно, но сормовичи с честью справились с поставленной задачей.
С октября по декабрь 1919 года спецбригада конструкторов выполнила около 130 чертежей узлов и агрегатов танка. Чертежи были сданы в рекордный срок - до 1 января 1920 года! Поначалу модель танка в натуральную величину была выполнена из дерева - так легче было подгонять детали. Группа Хрулёва работала по две смены, и по распоряжению заводоуравления им выдавали дополнительное питание - по куску хлеба и миске супа из воблы или селёдки. Как вспоминал К.А. Бердышев, за досрочное изготовление чертежей конструкторам и чертёжникам выдали премию - по отрезу мешковины на костюм: «Оборвались мы страшно. Спецовок не было, и нам приходилось ползать по танку и под танком в своей одежде».
1 ноября 1919 года в целях координации действий заводов-изготовителей агрегатов танка, при Совете военной промышленности была создана специальная комиссия.
В конце 1919 года инженер Ф.И. Нефёдов разработал маршрутную технологию изготовления танка. Тогда же завод приступил к непосредственному изготовлению деталей танков, хотя окончательно маршрутная технология была утверждена только в марте-апреле 1920 года.
Общее руководство работами по проектированию и изготовлению танков осуществляло Броневое управление главного военно-инженерного управления, являвшееся заказчиком работ. На заводе за работами наблюдал комиссар Центроброни И.Х. Гаугель, который, правда, имел склонность решать возникающие в ходе работ проблемы при помощи ненормативной лексики и личного «маузера».
Вот что пишет о «стиле руководства» комиссара Центроброни Н.И. Хрулёв: «И.Х. Гаугель ходил, вооруженный двумя-тремя револьверами, и если находил что-нибудь не так, тут же вынимал один из них и говорил: «Слышь, ты чего тут дуришь? Смотри, чтоб завтра было готово!...»
- Но нельзя не признать, - отмечает Л.И. Черенков, - его высокие организаторские способности. Это была личность неординарная. Он умел не только револьвером размахивать. Гаугель обеспечивал своевременную доставку комплектовки из цехов завода, и также с заводов Питера и Москвы. Для рабочих, занятых на строительстве танков, он организовал особый режим труда и отдыха, усиленное питание.
Первый танк решено было построить через 4 месяца со дня сдачи чертежей. Производство деталей началось с 1 февраля 1920 года. Танки собирали в дизельном (пушечном) цехе сормовского завода. Сборка машин выполнялась в тесном взаимодействии с другими предприятиями - Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО - двигатели.
«Трудное для того времени работа по шлицовке валов и шестерён была разрешена успешно. При остром недостатке продовольствия работали день и ночь. Много было трудностей, но совместно с работниками цехов, они разрешались быстро на ходу», - вспоминают ветераны завода.
В помощь им с Ижорского завода, который должен был изготавливать броневые корпуса для танков, была направлена «группа брони» в количестве четырёх инженеров под руководством инженера-технолога Артемьева. Задача по разработке моторно-трансмиссионной группы была возложена на завод АМО в Москве. Ему было поручено «подогнать» двигатель «Фиат», под габариты двигателя, стоявшего на эталонном танке Рено ФТ-17, для изготовления которого у завода имелась соответствующая оснастка. Так же в помощь приехали два француза - инженеры Дем и Розье, ранее работавшие на заводах «Рено» и сочувствовавшие советской власти.
Работа инженеров осложнялась тем, что недостающие узлы и агрегаты (то ли они были потеряны в бою, то ли повреждены при транспортировке) требовалось восстановить практически с нуля. Недостаток материала и отсутствие потребного оборудования заменяли рабочая смекалка и мозолистые руки. В целом «Рено-русский» почти полностью сохранил конструкцию своего прототипа и представлял собой однобашенный лёгкий танк классической компоновки с противопульным бронированием. Но копирование не было слепым.
Сормовские конструкторы, в ходе проектирования и сборки, не только сумели восстановить недостающие детали, но и внесли немало усовершенствований. «Рено-русский» по своим характеристикам не уступал французскому прототипу, а по отдельным показателям, таким как максимальная скорость и бронирование, даже превосходил его. Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость благодаря установке в кормовой части съёмного кронштейна («хвоста»).
По свидетельству инженера Б.П. Русейкина, на четырёх ступенях танк имел скорости: 1,72 км, 3,48 км, 5,7 км, 8,8 км. Полный вес танка достигал 6,2 тонны, в боевом порядке - 7 тонн. Была повышена огневая мощь боевой машины. Все танки были вооружены пушками Гочкиса калибром 37 мм (запас снарядов 250 штук), десять танков – пушками и пулемётами Гочкиса (калибр 8 мм). «Рено-русский» стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственным в мире танком с таким вооружением.
Экипаж танка состоял из двух человек - командира-стрелка и механика-водителя.
Вспоминают А.Е. Басов и А.В. Бояркин: «Наша работа не была простым копированием модели «Рено». В ходе проектирования и сборки рабочие и конструкторы внесли немало усовершенствований. Во-первых, в танке «Рено» не было боеукладки – снаряды валялись на днище танка. Мы сделали боеукладку по бортам, так, чтобы стрелку в башне было удобно их доставать. В системе «Рено» у сиденья механика-водителя (раньше он назывался шофёром) не было стенки, а был подвесной ремень, что нередко приводило к падению водителя. Мы изготовили стационарную стенку и обеспечили устойчивость положения водителя. Броня крепилась на болтах и зажималась гайками с барашками, у которых члены экипажа нередко получали при движении очень сильные повреждения. Поэтому мы перешли на склёпывание брони».
И хотя у сормовичей не было опыта, но благодаря их упорности и мастерству, первый танк был собран в рекордно короткий срок – за два месяца. Нужно сказать ещё об одном важнейшем усовершенствовании. Если максимальная скорость танка «Рено» составляла 5 км/час, то в результате конструктивных усовершенствований, которые внесли сормовичи, скорость танка повысилась до 8,5 км/час.
Определённого названия танк не получил - в заводской документации он фигурировал просто как танк типа «Рено» или просто «Рено-русский». В литературе иногда его называют «Танк КС» (от названия завода «Красное Сормово») или М (малый).
31 августа танк был выведен на предварительные испытания. По воспоминаниям современников они проходили на картофельном поле между Сормовом и Канавином.
1 сентября - второе испытание и проба оружия.
По воспоминаниям Н.И. Хрулёва танком управлял француз Дем. По другим сведениям за рычагами машины сидел слесарь-механик Иван Аверин. Но все исследователи и очевидцы событий сходятся в одном - на месте командира танка и стрелка находился сам военный приёмщик Гаугель.
Сентябрь и октябрь ушли на устранение недочётов, конструктивных и производственных. В начале ноября все основные испытания - преодолевали препятствия с подъемом до 30 градусов, с боковым креном до 25 градусов. Танк сползал и выползал из оврагов, преодолевал полуметровую стену, развалил старый дом, взобрался на песчаную гору, показал скорость 9,5 км/час. Машина всё выдержала успешно, совершив пробный пробег в 50 километров.
В ноябре 1920 года испытания и приемку танка провели специалисты Совета военной промышленности.
1 декабря 1920 года В.И. Ленину был послан рапорт: «Направляем вам справку о постройке первого танка русского производства. Все работы произвели собственными средствами, русскими рабочими и техниками. В результате испытаний с 13 по 21 ноября танк выполнил всю программу испытаний и ныне представляет надежную боевую единицу…»
В целом на изготовление первого танка сормовичам потребовалось менее года. 15 декабря первый отечественный танк, получивший название «Борец за свободу тов. Ленин» был сдан Красной Армии.
Выпуск танков прекратили в марте 1921 года. Всего было изготовлено 15 единиц. Каждый из них имел своё имя.
«Рено-русский» состоял в рядах РККА до 1930 года, регулярно появляясь на парадах, после чего использовался в качестве учебной машины.
Главная заслуга «Русского Рено» – он был первым советским танком. Полученный при его изготовлении опыт позволил позднее приступить к разработке уже полностью оригинальных отечественных танков типа МС-1.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
1) 20 августа 2020 года в рамках серии «100 лет отечественному танкостроению» почтой России была выпущена почтовая марка, посвящённая танку «Борец за свободу товарищ Ленин». Тираж марки составил 112 тыс. экземпляров.
2) Существуют, две копии «Рено-русского» в натуральную величину. Первая из них, весьма достоверно выполненная, была собрана в 1970-х годах специалистами НИИБТ Полигона в подмосковной Кубинке и установлена на территории военной части в качестве памятника. Второй макет первого российского танка «Борец за свободу тов. Ленин» и один из боевых танков Т-34-85 вместе стоят на пьедестале - на площади Славы у северной проходной завода «Красное Сормово».
Установка танкового мемориала к 9 мая 1980 года, в ознаменование
35-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
Танки сормовской постройки Т-34-85 (№422) и «Борец за свободу тов. Ленин» - мемориал у Северной проходной завода «Красное Сормово»
3) В строительстве первого танка принимал участие Михаил Ильич Кошкин - создатель легендарного танка Т-34, который в годы Великой Отечественной войны выпускал завод «Красное Сормово». Он воевал на фронтах Гражданской войны и раненым попал в госпиталь в Нижнем. Там узнал, что в городе будут строить танки и устроился слесарем завод. «Повезло! Попал на сборку как раз в те дни, когда ижорцы прислали броневые листы, а с завода АМО - двигатели и узлы трансмиссии… И при мне из ворот вышел первый наш танк «Борец за свободу тов. Ленин»!» Если бы после той маленькой партии сормовичи продолжали бы собирать танки, я, возможно, остался бы у них надолго…», - писал конструктор в воспоминаниях. Над созданием Т-34 Кошкин работал уже в Харькове, на заводе №183.
Более подробно о строительстве и строителях можно почитать в книге
М.Г. Финюковой «Красное Сормово» - родина первых отечественных танков»
в разделе «Издано Музеем» по ссылке:
https://museum.krsormovo.ru/upload/iblock/2e7/2208ad2uchr7f7fhj44so0b4rj8267c9.pdf