ЖАРКОВ Николай Сергеевич (1937-2022)
Николай Сергеевич Жарков родился в городе Пятигорске Ставропольского края, в крестьянской семье. Окончив школу с золотой медалью, поступил на энергомашиностроительный факультет (специальность «турбиностроение») Ленинградского политехнического института. В 1961 году молодой специалист с красным дипломом был направлен на завод «Красное Сормово», где прошёл все ступени профессионального роста – от строителя кораблей до генерального директора акционерного общества.
В начале 1960-х годов на заводе началось строительство ДЭПЛ проекта 651, создавались новые отделы лаборатории. Жарков был назначен старшим строителем новой Центральной физической заводской лаборатории, а в 1963 году переведен в производственный отдел автоматики. В этот период на заводе строились суда на подводных крыльях, сухогрузные теплоходы (проект 1557), морские железнодорожные паромы, энергоблоки.
Но ключевое внимание уделялось строительству атомного ракетоносца пр. 670 «Скат» – первому в мире атомному подводному крейсеру с крылатыми ракетами подводного старта. Н.С. Жарков был направлен на учёбу в Обнинск, где готовили операторов по управлению атомными реакторами, а потом – в Северодвинск, где атомные подводные лодки уже строились.
На «Красном Сормове» головная ПЛАРК проекта 670 – первая сормовская подводная лодка второго поколения – была заложена 9 мая 1964 года.
В 1964 году Н.С. Жаркова назначили старшим строителем отдела главного строителя, в 1965 году – заместителем начальника судомонтажного цеха №2.
Молодой замначальника цеха возглавил работы по подготовке и проведению ходовых испытаний головного «Ската» на Северной сдаточной базе (приёмный акт о сдаче АПЛ подписан 5 ноября 1967 года).
В 1969 году Н.С. Жарков назначен заместителем начальника цеха СКМ по производству. В начале 1970-х годов завод вышел на серийное производство ПЛАРК проекта 670, строил и сдавал головные АПЛ проектов 671РТ и 670М1, ДЭПЛ проекта 641Б «Сом», морской транспорт-ракетовоз проекта 1791 «Амга» (1972 год) и глубоководные аварийно-спасательные снаряды (СПС пр. 1837 и АРС пр. 1839).
В гражданском судостроении продолжалось строительство сухогрузных теплоходов проекта 1557 – судов нового класса смешанного «река-море» плавания.
В 1975 году Н.С.Жарков назначен главным инженером завода «Красное Сормово». Под его руководством была проведена реконструкция и комплексное техническое перевооружение производства, реализованы крупнейшие проекты в военном кораблестроении.
В 1983 году сдана головная ДЭПЛ нового поколения пр. 877 «Варшавянка» – суперкорабль с самыми высокими в мире показателями бесшумности, скорости и маневренности. В 1984 году сормовичи сдали АПЛ пр. 945 «Барракуда» – лучшую в мире для своего времени глубоководную быстроходную субмарину в титановом корпусе. В 1990 году в состав ВМФ вошла головная атомная подводная лодка пр. 945А «Кондор».
В дальнейшем были успешно освоены программы серийного строительства дизельных и атомных подводных лодок третьего поколения, созданы уникальные производства по изготовлению корпусных конструкций и деталей насыщения из титановых сплавов, производство торпедных аппаратов и подъемно-мачтовых устройств, спасательных подводных снарядов «Приз» и «Бестер». На швартовных и ходовых испытаниях Н.С. Жарков провел под водой более 2300 часов.
В это же время завод «Красное Сормово» выпускал огромную номенклатуру товаров народного потребления, продукцию для сельского хозяйства, проводил масштабное жилищное и капитальное строительство. В 1989 году был введён в эксплуатацию специализированный завод «Волна» по выпуску стиральных машин и отопительных агрегатов, рассчитанных на 200 тысяч машин в год (к 2000-м годам производство стиральных машин «Волна» прекратилось).
У руля «Красного Сормова» Н.С. Жарков встал в 1984 году – непростое для завода и страны время. Почти 90% объемов производства составлял оборонный заказ. По линии гражданского судостроения построены сухогрузы нового поколения проекта 19610 типа «Жигули» (в серийном строительстве – «Волга»).
В 1991 году завод, ориентированный на выпуск военной продукции, оказался в сложных экономических условиях. С 1992 года предприятие стало акционерным обществом, руководству во главе с генеральным директором пришлось самостоятельно искать выход из создавшейся ситуации, новые источники средств, создавать иную конкурентоспособную продукцию, отыскивать для нее ниши на рынке.
Был разработан план технического перевооружения и переоснащения цехов и стапельных мест, разработана собственная конверсионная программа. Определяющим стало строительство сухогрузных теплоходов и танкеров. Завод выстоял и сохранил важнейшие технологии, конструкторскую, производственную, научную базы и квалифицированные кадры. С 1993 года он начал работать по новой производственной программе.
ОАО «Завод «Красное Сормово» сдало последнюю АПЛ проекта 945А «Кондор», а в 1995-м – ДЭПЛ проекта 877 для ВМС Китая.
В 1997 году «Красное Сормово» вошло в число победителей всероссийского конкурса «Лучшее российское предприятие-97». Определяющим направлением становится строительство сухогрузов (проекты 19610, 19611, 17310) и танкеров пр. 19612.
С 2001 года завод находится в структуре Корпорации ОМЗ, с 2004 года – в составе Группы МНП, а с 2007 года – в составе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
В 2007–2008 годах на предприятии проведена очередная модернизация производства. Внедрена автоматизированная немецкая линия изготовления плоских секций, шведская плазменная машина термической резки металла и т.д. – тем самым создан замкнутый комплекс от поставки металла до сборки и сварки корпусных конструкций. Завод стал первым российским судостроительным предприятием, на котором внедрено такое высокотехнологичное оборудование.
В 2007 году завод «Красное Сормово» назван «Лучшим российским экспортёром в судостроении».
Завод продолжал строить сухогрузы (проекты 00101, RSD17), танкеры (проекты 19614, 19612А, 19619, 19900, RST22 ) и танкеры пр. RST27, ставшие самой крупной серией танкеров в новейшей истории отечественного судостроения.
Английское Королевское общество корабельных инженеров (The Royal Institution of Naval Architects) четырежды включало сормовские танкеры в «Список значительных судов года».
В 2012 году завод, возглавляемы Н.С. Жарковым, ежемесячно спускал на воду по танкеру, судоверфь вышла на лидирующие позиции в отрасли. В 2016 году на заводе построена серия из трех уникальных высокотехнологичных дноуглубительных судов пр. TSHD 1000. Одно из них получило Национальную премию в номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники». «Красное Сормово» вошло в список лучших машиностроительных предприятий по динамике роста производительности труда.
В 2017 году под руководством Жаркова начато строительство новых судов: пяти модернизированных танкеров проекта RST27M, пяти сухогрузных теплоходов проекта RSD59, не имеющих аналогов среди судов своего класса. Заложен четырехпалубный круизный лайнер нового поколения проекта PV-300.
Не были забыты вопросы социально-бытовой сферы и культурной жизни тружеников завода.
В 1988 году для удовлетворения потребности заводчан в мясных и молочных продуктах было создано агропромышленное предприятие, входящее в состав завода. В 1986 году была принята целевая комплексная программа «Жильё» с доведением объёма строительства до 40 тысяч кв. метров в год. В рамках программы развивалось строительство молодёжно-жилищного комплекса (МЖК). В 1987 году было принято решение построить для молодых семей дома гостиничного типа, состоящие, в основном, из однокомнатных квартир со всеми удобствами.
В 1999 году широко отмечался полуторавековой юбилей «Красного Сормова». Одним из самых значимых событий стало открытие на территории завода памятного знака сормовским кораблестроителям – ограждения рубки дизельной подводной лодки третьего поколения. В 2006 году в издательстве «Кварц» вышла объёмная монография, посвящённая истории завода – «Красное Сормово»: Завод и люди». В ней впервые была освещена эпоха подводного судостроения на заводе – с 1930 по 2005 год.
В 2003 году Н.С. Жарковым было принято решение о передаче здания Александро-Невской церкви Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви. Храм был возведён в 1882 году, после 1917 года в нём размещалась школа, а затем – столовая чугунолитейного цеха. Н.С. Жарков лично приложил немало усилий для восстановления и духовного возрождения храма.
Общий стаж работы Жаркова на заводе – более 60 лет. Из них почти 34 года он возглавлял предприятие. В общей сложности под его руководством построено свыше 400 судов различного типа.
Н.С. Жарков – кандидат технических наук. Он удостоен званий «Почетный судостроитель», «Почетный гражданин Нижнего Новгорода», «Почетный гражданин Нижегородской области», «Заслуженный сормович». В 1984 году Н. С. Жарков был удостоен звания лауреата премии Совета Министров СССР, в 1996 году ему присуждена государственная премия РФ в области науки и техники. В 2007 году Николай Сергеевич стал лауреатом национальной премии «Лучший управляющий России». Награжден орденами Ленина и «Знак почета».
В апреле 2019 года Президент Российской Федерации В.В. Путин присвоил Николаю Сергеевичу Жаркову – первому в Нижегородской области – звание «Герой Труда Российской Федерации» с вручением медали «Золотая звезда».
Атомный ракетоносец пр. 670 «Скат»
АПЛ проектов 670М «Чайка»
Глубоководный аварийно-спасательный снаряд СПС пр. 1837
ДЭПЛ третьего поколения пр. 877 «Варшавянка» выходит из цеха
АПЛ пр. 945 «Барракуда»
Спасательный подводный снаряд «Приз» пр. 1855
Стиральные машины «Волна» на конвейере
Сухогрузный теплоход пр. 17310 «Лава»
Танкер пр. 19612 «SFAT-1»
Генеральный директор Н.С. Жарков демонстрирует гостям завода
работу автоматической линии изготовления плоских секций
Танкер проекта 19614 «Нижний Новгород», 2002
Головной танкер пр. RST22 «Кура ривер», 2008
Танкер пр. RST27 «Балт Флот 12», 2016
Дноуглубительное судно пр. TSHD 1000 «Кадош», 2016
На церемонии спуска на воду головного танкера-химовоза
пр. RST27М «Балтфлот 16», 2017
Головной сухогрузный теплоход проекта RSD59 «Пола Макария», 2018
Торжественная церемония закладки круизного лайнера
проекта PV-300, 2017
Дома для сормовичей на проспекте Союзном построены заводом
в рамках целевой комплексной программы «Жильё», 1980-е годы
Памятный знак в честь сормовских кораблестроителей
открыт в день 150-летия «Красного Сормова» - 21 июля 1999 года
В 2003 году началось восстановление и духовное возрождение
Александро-Невской церкви, построенной при заводе в 1882 году
Президент Российской Федерации В.В. Путин присвоил
Николаю Сергеевичу Жаркову звание «Герой Труда Российской Федерации».
Москва, Кремль, апрель 2019 года
Атомная подводная лодка проекта 671РТ «Сёмга»
Морской транспорт-ракетовоз проекта 1791 «Амга»
Глубоководный аварийно-спасательный снаряд АРС пр. 1839
ДЭПЛ третьего поколения пр. 877 «Варшавянка». Торжественный митинг
Атомная подводная лодка пр. 945А «Кондор».
АПЛ пр. 945А «Псков» (на переднем плане) АПЛ пр. 945 «Кострома»
Спасательный подводный снаряд «Бестер» пр. 18270
Сухогрузный теплоход пр. 19611 «Капитан Гусев»
Головной сухогрузный теплоход пр. 19610 типа «Волга»
Сухогрузы пр. 17310 в заводской гавани
Плазменная машина термической резки металла
Головной танкер пр. 19619 «Президент Гейдар Алиев», 2004
Сухогрузный теплоход пр. 00110 «Русич-2», 2004
Танкер пр. 19900 «SVL Pride», 2010
Торжественный спуск сухогрузного теплохода пр. RSD17
«Риад Ахмедов», 2017
Головной танкер-химовоз пр. RST27М «Балтфлот 16», 2017
Строится очередной танкер пр. RST27М
Строительство круизного лайнера нового поколения
проекта PV-300 «Мустай Карим», 2018
Один из свинарников, построенный заводом
для агропромышленного предприятия, 1980-е годы
Молодёжно-жилищный комплекс (МЖК) на улице Д. Павлова,
конец 1980-х годов
Генеральному директору завода оказана честь первому
ударить в новый церковный колокол, август 2008 года
Монография, посвящённая В 2021 году вышла в свет книга
истории завода «Красное Сормово» воспоминаний Н.С. Жаркова
издана в 2006 году «Дорога, которую я выбрал»
15 апреля 2022 года не стало первого в Нижегородской области Героя Труда
Российской Федерации Николая Сергеевича Жаркова