ЮРЬЕВ Михаил Афанасьевич (1911-1994)
Родился в Запорожье, в семье крестьянина-батрака. Рано лишился родителей, беспризорничал. Трудиться начал в годы гражданской войны, с десятилетнего возраста – был пастухом, затем поступил учеником литейщика на завод в Курской области, учился в школе ФЗО.
По путевке комсомола был направлен на учебу в Уральский индустриальный институт по специальности литейное производство. После окончания института
в 1937 году трудился сменным инженером в тресте «Востоксталь».
С 1939 года был на руководящей комсомольской и партийной работе в Свердловской области, затем в аппарате ЦК КПСС.
В 1951 Михаил Афанасьевич Юрьев был переведен на хозяйственную работу в город Горький, где 10 лет занимал пост директора Горьковского металлургического завода.
В августе 1960 года назначен директором завода «Красное Сормово». На этом посту проявил себя как грамотный специалист, смелый, опытный руководитель, энергичный и инициативный организатор производства, умеющий мобилизовать коллектив на решение первоочередных задач. Большое внимание уделял дальнейшей механизации и автоматизации производственных процессов, снижению трудоемкости на строящихся судах. М.А. Юрьев провёл большую работу по реконструкции предприятия: был возведён новый эллинг – цех СКМ, что позволило строить подводные лодки крупных размеров полностью на стапеле, цех покрытий – СК-7, корпусообрабатывающий цех, стендовый корпус по изготовлению узлов торпедных аппаратов и испытанию воздушных схем стрельбы.
Под руководством Юрьева сормовичи строили подводные лодки – дизельные и атомные, железнодорожные паромы, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, кран-катамаран «Кёр-Оглы», теплоходы смешанного «река-море» плавания и сотни тысяч стиральных машин «Волна».
В 1970 году предприятие, возглавляемое М.А. Юрьевым, выполнило пятилетний план 1966–1970 года по выпуску товарной продукции и по всем технико-экономическим показателям. Завод был награжден орденом Октябрьской революции.
В годы, когда заводом руководил М.А. Юрьев, сормовичами было построено 13 ДПЛ проекта 633: 5 единиц – для ВМФ СССР, 8 единиц – для военно-морских сил Алжира, Болгарии, Египта, Сирии. Построены опытные ДПЛ проекта 665 (с четырьмя крылатыми ракетами). Заложена головная ДПЛ пр.651 с крылатыми ракетами, сдано ВМФ 14 единиц. Заложена головная ДПЛ проекта 641Б «Сом».
На заводе было освоено строительство атомных субмарин: первая атомная подводная лодка проекта 670 «Скат» с крылатыми ракетами подводного старта (впервые в мировой практике) была спущена на воду в 1967 году. Это стало крупнейшим достижением сормовской школы подводного судостроения. Сдано ВМФ 11 АПЛ данного проекта. Заложены и переданы Военно-Морскому Флоту страны головные АПЛ пр. 670М «Чайка» и пр. 671 РТ «Сёмга».
Построены головной подводный снаряд пр.1837 «АС-1» и головной автономный рабочий снаряд пр. 1839 «АС-10». Для обеспечения достройки, испытаний и сдачи подводных лодок были построены несамоходный энергоблок «Инженер Каманин» (1967) и плавучая несамоходная мастерская «Академик Крылов» (1964).
Велика заслуга М.А. Юрьева в решении социальных вопросов. В 1960-х годах началось активное жилищное строительство для работников завода и сормовичей. В 1967 году в УКСе завода был создан цех жилищного строительства и участок по выпуску панелей и монтажу домов (в дальнейшем цех строительных конструкций). Был внедрён хозяйственный способ строительства жилья. Первой огромной площадкой стал посёлок Комсомольский, состоящий из деревянных бараков постройки 1930-х годов.
В 1969 году УКСом был построен первый 9-этажный 144-квартирный дом на проспекте Кораблестроителей посёлка Комсомольский. Так началось массовое строительство крупнопанельных домов на заводе «Красное Сормово» – хозспособом на собственные средства. Это был единственный пример в городе и один из немногих в Союзе.
Примером заботы директора о людях стало строительство гостиниц в местах сдачи подводных лодок: «Волна» – в Севастополе, «Прибой» – в Северодвинске, «Полярные зори» – в Североморске.
Силами завода в Сормове строились детские учреждения, загородные базы отдыха, построен дворец спорта, проведена реконструкция заводского стадиона. На заводе была создана футбольная команда «Волга», играющая в составе высшей лиги на первенстве страны.
К 120-летнему юбилею предприятия московским издательством «Мысль» была подготовлена монография «История «Красного Сормова».
В 1971 году М.А. Юрьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда, в 1972 году присуждена Государственная премия. Заслуги М.А. Юрьева перед государством отмечены двенадцатью правительственными наградами: орденом Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями.
В декабре 1974 года М.А. Юрьев перешел работать заместителем директора ЦНИИ «Сириус».
В 2008 году на доме, где жил Михаил Афанасьевич Юрьев, была установлена памятная доска (Верхне-Волжская набережная, 6).
Судокорпусомонтажный цех (СКМ) для строительства дизельных
и атомных подводных лодок крупных размеров, первая половина 1960-х годов
Дизельная подводная лодка про.651 с крылатыми ракетами. Головная ДПЛ
этого проекта была заложена в 1961 году и вошла в состав ВМФ СССР
в октябре 1965 года. С 1998 года является музеем в городе Пенемюнде (Германия)
Первая сормовская атомная подводная лодка пр. 670 «Скат»
с крылатыми ракетами подводного старта сдана ВМФ СССР в 1967 году
Головная АПЛ пр. 671РТ «Сёмга» передана Военно-Морскому Флоту в 1972 году
Головной подводный снаряд пр.1837 «АС-1», 1971
Судно на подводных крыльях – пассажирский теплоход пр. 329 «Спутник», 1961
Судно на подводных крыльях – пассажирский теплоход пр. 1705 «Чайка», 1962
СВП «Сормович» и «Радуга» на испытаниях, 1960-е годы
Железнодорожный паром пр. 721 «Советский Азербайджан», 1962
Крановое судно – катамаран «Кёр-Оглы», 1966
Стиральная машина «Волна М», 1969
Панельные многоэтажки Комсомольского посёлка, 1970-е годы
Монография «История «Красного Сормова» (М., «Мысль», 1969)
Мемориальная доска на Верхне-Волжской набережной, 6
Корпусообрабатывающий цех (КОЦ), первая половина 1960-х годов
Головная атомная подводная лодка пр. 670М «Чайка» спущена на воду в 1973 году
Головная дизель-электрическая подводная лодка пр. 641Б «Сом»
сдана ВМФ в 1973 году. Летом 2006 года ДЭПЛ данного проекта
(Б-396 «Новосибирский комсомолец») была установлена в парке «Северное
Тушино» Химкинского водохранилища в Москве
Плавучая несамоходная мастерская «Академик Крылов», 1964
В 1967 году на заводе «Красное Сормово» был спущен на воду головной
сухогрузный теплоход проекта 1557 «50 лет Советской власти». Он положил
начало большой серии сухогрузов смешанного «река-море» плавания (87 единиц).
Несамоходный энергоблок «Инженер Каманин», 1967
Головной автономный рабочий снаряд пр. 1839 «АС-10», 1971
Судно на воздушной подушке «Радуга», 1963
Судно на воздушной подушке «Сормович», 1969
СВП «Сормович» и его создатели, 1971
Сухогрузный теплоход пр. 1557 «XVII съезд ВЛКСМ», 1974
Дворец спорта «Сормович», 1967
Сормовский стадион «Труд», фото 1962–1963 года
Футбольная команда завода «Красное Сормово» «Волга», 1964