ВОРОНЦОВ Владимир Васильевич (1842-1908)
Горный инженер В.В. Воронцов заступил на должность директора Сормовского завода в конце 1885 года. Отличался крутым и властным нравом.
В 1886 году завод начал оживать после кризиса, толчок к этому был дан строительством судов для Каспийского моря. В 1887 году со стапелей сошла шхуна «Минин». К весне 1891 года было построено уже 14 морских судов («Сормово», «Ниагара», «Америка». «Бенардаки» «Павел» и др.). С 1 июля 1894 года завод перешел во владение хозяев трех крупнейших банков, которые создали акционерное общество «Сормово». Новые хозяева вложили миллионные средства на переоборудование завода. На заводе было организовано паровозное дело.
По личной инициативе Владимира Васильевича Воронцова в 1891 году было создано Общество потребителей при Сормовских заводах. Дела кооператива директор держал под личным контролем. На рубеже ХIХ и ХХ веков общество имело четыре деревянных здания: мучное с тремя складами; двухэтажное здание под бакалейное, колониальное, чайное, посудное, мануфактурное, сапожное, шапочное и галантерейное отделения; одноэтажное здание – под мясное отделение; двухэтажное – под ренсковой погреб (винная лавка), столовую, квартиры и общежитие для служащих общества. Открылась лесоторговля, торговля скобяным, табачным товаром, а также письменными и книжными принадлежностями, учебными пособиями. Через лавку общества можно было подписаться на периодические издания. Была открыта платная библиотека.
В 1896 году Главный выставочный комитет Всероссийской торгово-промышленной выставки в Нижнем Новгороде вторично присудил Сормовскому заводу право изображения Государственного герба Российской империи – «за приоритет в изобретении и изготовлении более усовершенствованных и экономичных паровых двигателей и за значительные заслуги перед отечественной промышленностью».
В 1897 году на заводе начала работать электрическая станция.
В.В. Воронцов просил правление акционерного общества освободить его от должности директора Сормовского завода до истечения договорного срока. Его просьба была удовлетворена.
Нефтеналивная шхуна «Америка», 1891
Нефтеналивная шхуна «Павел», 1892
Пассажирский пароход «Император Николай II», 1896
Павильон Сормовского завода на Всероссийской
торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, 1896
Паровая машина с тройным расширением пара
Изображение Государственного герба на заводской продукции (люк)
Центральная заводская электростанция, 1897
Первые Сормовские паровозы системы Компаунд, 1898
Лавка Сормовского общества потребителей, конец XIX века
Паровая мельница Сормовского общества потребителей, конец XIX века
Расчётные книжки и «харчевые записки» сормовских рабочих. 1899 год