УЗАТИС Алексей Иванович (1814-1875)
Алексей Иванович Узатис – русский учёный в области горного дела, выпускник Петербургского института корпуса горных инженеров (1835). За годы учёбы неоднократно награждался золотыми и серебряными медалями, был произведён в подпоручики, окончил институт первым по списку – с большой золотой медалью.
В 1844 году им был издан первый в России «Курс горного искусства», за который автор был удостоен Демидовской премии Петербургской Академии наук. Работал на Алтае, на Колывано-Воскресенских горных заводах, занимался механизацией трудоёмких процессов. Изучал состояние горного дела за границей – в горной академии в Германии. С 1840 года читал лекции по горной механике и курс горного искусства в Петербурге.
В 1849 году Узатис стал одним из организаторов компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжское буксирное и завозное пароходство». Ему было поручено выбрать место под строительство завода и управление им.
Уже к осени 1849 года предприятие начало работать.
В середине 50-х годов XIX века завод имел 39 станков, 35 печей и горнов, 3 паровые котла и 2 паровые машины. В 1957 году был построен железопеределочный цех с паровой 100-сильной машиной, паровым молотом в три тонны, прокатным станом с вальцами и прочими приспособлениями. В 60-е годы здесь был установлен подъёмный кран, две газовые сварочные печи, вентиляторная машина. В 1870 году была построена первая в России мартеновская печь.
Корпуса первых пароходов изготовлялись из дерева. Все металлические части, паровые котлы и механизмы, включая паровые машины для строящихся судов, изготовлялись собственными силами на заводе. В 1851 году завод начал строить корпуса пароходов из железа. Крупная партия судов строилась для Каспийского моря по заказу Морского Министерства. Всего было построено девять колесных пароходов и четыре винтовые шхуны. В 1858 году был построен паровой – первый на Волге – землечерпальный снаряд.
Всего за время управления заводом Алексеем Ивановичем Узатисом было построено 8 кабестанов, 7 забежек, 8 туеров (цепных пароходов), 44 буксира, 4 пассажирских парохода.
В начале 1870 года Бенардаки назначил нового управляющего заводом, так как А.И. Узатис занялся самостоятельным предпринимательством. Совместно с А.Н. Карамзиным (сыном известного историка) он основал Ташинские металлургические заводы в современном Первомайском районе Нижегородской области и завод в Темникове.
А. Узатис. «Курс горного искусства». 1844
По этой книге учились несколько поколений студентов и инженеров
Деревянный паровой кабестан «Астрахань» и пароход-забежка «Ласточка». 1850
Первая на Волге землечерпательница. 1858
Дом А.И. Узатиса на Большой Покровской улице в Нижнем Новгороде
(построен в 1865 году). До 1971 года в нём размещалась областная
филармония, сегодня он известен нижегородцам как Театр кукол
Макет туера (цепного парохода) – особого вида речного судна, буксира, движущегося вдоль уложенной по дну реки цепи