СУРКОВ Михаил Архипович (1896-?)
М.А. Сурков является одним из наиболее выдающихся организаторов производства на заводе в довоенное время, отличным хозяйственником, авторитетным и компетентным руководителем. Сурков отличался высокой технической культурой, широтой знаний, простотой в обращении с людьми и в то же время строгостью в отношении дисциплины.
Михаил Архипович родился в 1896 году, высшее техническое образование получил в Красной промакадемии в Москве.
До 1933 года М.А. Сурков руководил Луганским паровозостроительным заводом. Директором «Красного Сормова» был назначен в августе 1933 года приказом Наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе – в целях укрепления руководства завода и ликвидации его отставания. С этой задачей успешно справился.
С первых дней второй пятилетки (1933–1937) на заводе развернулась перестройка, а в 1934 году произошло слияние судоверфи и четырёх заводов (паровозостроительного, вагоностроительного, машиностроительного и металлургического). Предприятие вновь стало носить название завод «Красное Сормово».
Сурков много внимания уделял организации производства, при его непосредственном участии была начата реконструкция основных цехов. Согласно его приказу в январе 1936 года был создан ОКС (отдел капитального строительства), задачей которого было «осуществление строительства объектов, реконструкция промышленного, вспомогательного и жилищного характера». Большое внимание уделял развитию стахановского движения на заводе. В ноябре 1935 года в Сормове состоялся I Всесоюзный слёт стахановцев судостроительной промышленности.
При Суркове завод начал строить большие суда для Каспия (морские сухогрузы типа «Куйбышев» и «Осетин»), была построена целая флотилия речных теплоходов для канала Москва-Волга. Сормовичи освоили строительство танкеров, сухогрузных шхун, крупных сварных судов самоходного речного флота, как буксирного, так и товаро-пассажирского. В 1933 году был спущен на воду первый в стране цельносварной буксирный пароход «Сварщик». В 1934 году сормовичи построили уникальный служебный теплоход «Максим Горький», известный как «правительственный теплоход» или «яхта Сталина». В 1933 году на заводе были построены 20 понтонов подъёмной силой 200 тонн для подъёма затонувшего линейного ледокола «Садко» (по проекту специалистов ЭПРОН – Экспедиции подводных работ особого назначения).
Для нужд промышленности заводом выпускались пассажирские и узкоколейные паровозы, чугуновозы, шлаковозы, сложное буровое оборудование для нефтяной промышленности. При непосредственном участии М.А. Суркова на заводе была внедрена электросварка, налажено изготовление думпкаров, оказана помощь в строительстве метрополитена в Москве.
Построены и переданы Военно-Морскому флоту 9 ДПЛ типа «Щука». Начато строительство ДПЛ типа «С» («Эска», «Сталинец») – заложено 6 единиц.
Завод в эти годы пережил период расцвета.
Большое внимание М.А. Сурков уделял благоустройству завода и района. При нём были в асфальтированы дороги и улицы центра Сормова. При его содействии построены здания гостиницы, дом ИТР и дом стахановцев, основан Комсомольский посёлок, значительно улучшены бытовые условия сормовичей. В 1935 году состоялось торжественное открытие Сормовского парка культуры и отдыха.
В 1937 году за образцовое выполнение заданий правительства по строительству морских и речных судов, за успешную проводку танкеров из Сормова на Каспий с использованием понтонов, нарком С.Г. Орджоникидзе наградил М.А. Суркова легковым автомобилем.
В 1937 году Суркова перевели в Москву, в Наркомат судостроения на должность начальника отдела оборудования. Следующий год стал для Михаила Архиповича трагическим: он был репрессирован как «враг народа».
В 1939 году его реабилитировали, и он продолжил работу в наркомате –заместителем начальника 4-го управления, а затем начальником отдела главного механика и главного энергетика Наркомата.
Во время Великой Отечественной войны Наркомат был эвакуирован в город Горький. После войны М.А. Сурков вернулся в столицу и вскоре скончался от болезни сердца.
Морской сухогрузный теплоход для Каспия «Куйбышев», 1936
Речной сухогрузный теплоход «Киргизия», 1934
Флотилия для канала им. Москвы в заводском затоне.
Пассажирские теплоходы, 1937
Катер «Леваневский» для канала им. Москвы, 1937
Первый в стране цельносварной колёсный буксир «Сварщик», 1933
Речные нефтемашинки – суда баржевого типа для перекачки
нефтяных грузов, 1935
Буксирный пароход «Микоян» мощностью 1200 л.с., 1936
Гостиница «Сормовская», ресторан «Плёс» и дом ИТР (справа)
в центре Сормова, 1933–1834
Главный вход в Сормовский парк, 1950-е годы
Фонтан и ротонда в парке, в которой играл духовой оркестр, 1930-е годы
Служебный («правительственный») теплоход «Максим Горький», 1934
Тюбинги для московского метрополитена, 1935
Думпкар – грузовой вагон с наклоняющимся кузовом для сыпучих
технических грузов: угля, руд, грунта, песка, щебня и проч.
Закладка ДПЛ типа «Щука», 1934
Митинг по случаю закладки ДПЛ типа «С», 1937
Понтоны для подъёма затонувших судов, 1934
Дом стахановцев на улице Коминтерна, 1937–1939
Комсомольский посёлок – жилые дома для сормовских рабочих, 1930-е годы
Парковый фонтан «Мальчишки и рыба»,
на заднем плане – вход в Зёленый театр, 1930-е годы
Зёленый театр в Сормовском парке, 1935