СМИРНОВ Николай Иванович (1905-1962)
Уроженец Твери, Николай Смирнов начал трудовой путь котельщиком Балтийского завода в Ленинграде. Получив высшее образование (Ленинградский кораблестроительный институт), окончил годичные курсы красных директоров и в 1941 году возглавил Рыбинскую судоверфь. С 1945 года – директор Киевского судостроительного завода «Ленинская кузница».
В августе 1949 года Н.И. Смирнов был назначен директором Сормовского завода и проявил себя как опытный администратор.
Одно из самых заметных достижений «Красного Сормова» в этот период – своевременная и высококачественная достройка первого в СССР крупнотоннажного морского дизель-электрохода – танкера пр. 410 «Генерал Ази Асланов» грузоподъёмностью 7500 тонн. Впервые в отечественном судостроении танкер был оснащён дистанционным управлением и автоматикой машинного отделения.
Вторым важным объектом была мощная морская самоходная землечерпательница «Пятилетка» производительностью 750 кубометров в час. С ее помощью строился Куйбышевский гидроузел на Волге.
В эти годы сормовичи строили паровозы, буксиры, сухогрузы, крановые суда, землесосы, электродраги и многие изделия машиностроения, металлургии, металлообработки. 27 июля 1950 года на заводе была заложена головная дизельная подводная лодка проекта 613с торпедно-минно-артиллерийским вооружением. Это был первый послевоенный проект. Головная сормовская ДПЛ пр.613 положила начало самой большой в мире серии подводных лодок.
В начале второй послевоенной пятилетки (1946–1950) завод попал в исключительно тяжелое положение. Губительно сказались многоплановость задач, распыление сил и средств в судостроении, недостаток мощностей и перебои в снабжении. В этих условиях Н.И. Смирнов не смог обеспечить эффективность руководства.
В сентябре 1950 года он был переведен в Ленинград – директором Кировского завода (1950–1954). С 1954 до 1962 года работал председателем исполнительного комитета Ленинградского городского Совета.
Танкер «Генерал Ази Асланов», 1950
Самоходная землечерпательница «Пятилетка»
Речной ледокол «Волга», 1950
Дизель-электрический землесос «Сормовский-1» пр. 12, 1950
Буксирный теплоход «Алексей Маресьев» (слева) пр. 10, 1949
Буксир пр.10 «Миклухо-Маклай», 1949
Речной сухогрузный теплоход пр. 11 типа «Большая Волга», 1950
Дизельная подводная лодка проекта 613 с торпедно-минно-артиллерийским
вооружением. Головная лодка серии заложена в 1950 году