ПРИЕМСКИЙ Николай Николаевич (1866-1918)
Впервые выпускник Петербургского горного института инженер Н.Н. Приемский, прошедший стажировку в Бельгии, упоминается в заводской документации в 1899 году, как заведующий механическим отделом. В 1904 году Приемский служит главным механиком завода, руководителем Главного технического бюро.
С 1 июля 1905 года Н.Н. Приемский был назначен директором завода вместо переведенного в Правление акционерного общества заводов «Сормово» А.П. Мещерского. Годы его управления заводом пришлись на непростое время русско-японской войны и первой русской революции.
На предприятии развивалось судостроение (спущены на воду пять пассажирских пароходов, два противопожарных судна, пассажирские баркасы), паровозо- и вагоностроение, мостостроение. Строились паровозы для широкой и узкой колеи. В 1905 году на заводе построен юбилейный 1000-й паровоз. Для морского Министерства были построены сторожевые катера, которые отправлялись на реку Амур. По заказу Министерства путей сообщения была изготовлена землечерпательница «Волжская-20», которая предназначалась для разработки каменистых грунтов, уборки с фарватера крупных камней и даже затонувших судов, мешавших судоходству. Для Гидрографического управления построен несамоходный плавучий маяк «Среднежемчужный». Сормовичи получили разрешение на выпуск клеймёных гирь для нужд населения и торговли.
В условиях русско-японской войны 1904-1905 года предприятию необходимо было наращивать выпуск паровозов, вагонов, боеприпасов, столь необходимых для сражающейся в Манчжурии Русской Армии. Но весной и летом завод захлестнут забастовки, а в декабре 1905 года Сормово стало одним из центров первой русской революции.
С 1 января 1907 года Н.Н. Приемский был уволен с должности директора завода по состоянию здоровья. (Заметим, что все его трое детей родились в Сормове и были крещены в Александро-Невской церкви Сормовских заводов).
В 1909 году Николая Приемского назначили управляющим Златоустовским горным округом.
Расстрелян по постановлению Пермского окружного чрезвычайного комитета по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем 9 августа 1918 года за монархические взгляды и осуждение расстрела царской семьи.
Инженер Приемский реабилитирован Прокуратурой Пермского края 12 июня 2006 года.
Тысячный паровоз сормовской постройки, 1905
Противопожарное судно «Царёв» («Гаситель»), 1905
Плавучий маяк «Среднежемчужный», 1905
Одночерпаковая землечерпательница «Волжская-20», 1905
Клеймёные гири для торговли
Пассажирский пароход «Ломоносов», 1905
Пассажирский теплоход «Великий князь Александр Михайлович», 1905
(переименован – «Память Азина»)
Сормовский женский покой был открыт в 1905 году
На баррикадах Сормова, 1905 год (макет в Музее истории завода «Красное Сормово»)