МИХАЛЕВ Дмитрий Васильевич (1906-1982)
Д.В. Михалёв родился на Украине, в семье рабочего. Рано лишившись родителей, рос беспризорником, воспитывался в детдоме.
Трудовую деятельность начал рабочим на одном из каменноугольных рудников. В 1925–1930 годы окончил рабфак, Николаевский судостроительный техникум, а затем судостроительный институт, после чего был направлен на «Красное Сормово». На заводе прошел путь от механика ремонтно-механического цеха до начальника техбюро дизельного цеха, заместителя начальника цеха, начальника цеха, главного инженера.
9 января 1940 года Д.В. Михалёв был назначен директором завода. Он отличался жёстким характером, повышенной требовательностью к себе и товарищам по работе. В то же время сормовичи уважали его за справедливость, принципиальность, прямоту суждений.
При Дмитрии Васильевиче Михалёве завод получил специализацию на морское судостроение и дизелестроение повышенной мощности, которые под его руководством успешно развивались. В последний предвоенный год на заводе был построен паровой ледокол «Серго Орджоникидзе» для северного Каспия мощностью 1200 л.с., сотни ДВС (двигателей внутреннего сгорания), в том числе полностью сварной ДВС типа БКРС-43.
В начале Великой Отечественной войны Д.В. Михалёв принял на себя основной объем работы по перестройке завода на серийный выпуск средних танков Т-34, наладил технологию их сборки, установил связи по кооперированию с другими предприятиями страны, организовал конвейерное производство машин и бронекорпусов. За годы его руководства завод выпустил сотни танков Т-34-76 (в том числе в 1941 году – 173 боевые машины).
На заводе развернулось движение за создание фронтовых бригад. Первая комсомольско-молодёжная фронтовая бригада формовщиков, которую возглавил Николай Щербина, возникла в октябре 1941 года. К маю 1942 года на заводе было уже более 500 фронтовых бригад.
Уже 13 октября 1941 года первые пять танков сормовской постройки ушли защищать Москву. А в ноябре 1941-го защищать столицу сормовичи отправили эшелон боевых машин – 50 единиц.
1 сентября 1941 года Постановлением ГКО СССР подводное судостроение на «Красном Сормове» прекратилось. В начале войны по приказу наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова часть кораблей на заводе была законсервирована, другие спрятаны в волжских затонах или отправлены на Каспий. Только в январе 1942 года ГКО принял решение о возобновлении строительства подводных лодок в Сормове. И тем не менее, в период с июля по декабрь 1941-го в состав Военно-Морского флота страны вошли четыре сормовские ДПЛ типа «С» и восемь ДПЛ типа «М» («Малютка»), достройка и испытания которых проходили на Балтике и на Каспии.
В мае 1942 года решением Наркома танковой промышленности СССР В.М. Малышева был назначен главным инженером Казанской судоверфи им.М. Горького. Через год после прорыва блокады Ленинграда – главным инженером Ленинградской судоверфи им А.А.Жданова. В послевоенный период возглавлял объединение «Ленарматура».
Д.В. Михалев был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и медалями.
Паровой ледокол «Серго Орджоникидзе» для северного Каспия
(фото и чертёж), 1940
Цельносварной ДВС (двигатель внутреннего сгорания), 1940
Строительство бронекорпусного цеха, 1941
Танк Т-34-76 выходит из ворот цеха главной танковой сборки, 1942
Главный конвейер сборки танков, 1942
Сборка танка Т-34-76, 1942
Подросток на сборке танковых колёс, 1941
ДПЛ типа «М» («Малютка») отправлялись на Тихоокеанский флот
железной дорогой
Лучшая комсомольско-молодёжная фронтовая бригада
с переходящим красным знаменем, 1941
Фронтовая бригада Ю.В. Городецкого из цеха главной сборки танков