МЕЩЕРСКИЙ Алексей Павлович (1867-1938)
А.П. Мещерский окончил Петербургский горный институт. Будучи студентом, ездил на практику на Урал и за границу – в Бельгию и Францию, хорошо владел французским и немецким языками.
20 августа 1896 года А.П.Мещерский был принят старшим инженером при заводоуправлении Сормовского завода. В апреле 1900 года он вступает в должность управляющего Сормовскими заводами.
Новый управляющий убрал с руководящих должностей иностранцев, которые наиболее рьяно эксплуатировали рабочих (по причине незнания и плохого знания ими русского языка, из-за чего возникали производственные недоразумения в ущерб заводу).
А.П. Мещерский добивается 10-миллионного вклада в новое строительство и преобразование Сормовских заводов, была проведена коренная модернизация предприятия, как в техническом, так и социальном плане. В течение нескольких лет Мещерский переменил весь стиль работы на заводе: ввел строгую дисциплину, поднял экономику, заставил не только рабочих, но и всех инженеров работать сполна, с интересом…
Были возведены новые цеха. Завод стал выпускать то, что принято называть «отличной продукцией», успешно конкурируя с Путиловским и Коломенским заводами. Львиную долю производства составляли казенные заказы.
В начале XX века в 48 цехах и 7 технических бюро завода трудилось около 20 000 человек. Завод выпускал более 50 наименований продукции. Акционерное общество «Сормово» поставляло рельсы и мосты, вагоны и паровозы для строящейся Транссибирской магистрали. В 1900 году был заключён контракт с Военно-морским ведомством на изготовление для крейсера «Очаков» двух самых больших в стране паровых машин тройного расширения пара мощностью 19500 л.с. Начато строительство паровых канонерских винтовых лодок типа «Монгол» для Амурской военной флотилии. В русско-японскую и мировую войны завод производил пушки, снаряды и другое вооружение и снаряжение для действующей армии.
Со стапелей Сормовской судоверфи сходили первоклассные шхуны, нефтеналивные, в том числе самоходные, баржи и пассажирские пароходы, одни из лучших в мире. Строятся первые в мире дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».
На Всероссийской выставке 1896 года были представлены пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащенные электрическим освещением. Они положат начало серии пароходов, построенных в Сормове в 1900-е годы для общества «По Волге»: «Граф», «Графиня», «Гражданин», «Баян», Витязь». В 1903 году сормовский паровоз удостоен золотой медали на всемирной выставке в Париже. В 1905 году сормовичами выпущен 1000-й паровоз, в это же время завод отправляет заказчикам 250 товарных и 10 пассажирских вагонов ежемесячно. Мещерского называли «русским Фордом».
На новый уровень поднялась забота о рабочих и служащих. В Сормове появилось здание общественных собраний на 1000 мест. В 1903 году построены Спасо-Преображенский собор и новая школа имени Императора Александра III для детей рабочих. Велось строительство корпуса больницы.
Мещерский следил за тем, чтобы получка выдавалась всем вовремя и аккуратно, а в 1903 году повысил зарплату наиболее квалифицированным рабочим на 20%, что было неслыханным делом в то время.
В 1905 году А.П. Мещерский покинул Сормово и занял пост директора-распорядителя Коломенского завода. Затем стал председателем концерна Сормово-Коломна.
Первый в мире теплоход – нефтеналивное судно «Вандал», 1903
Наливная шхуна «Гадир Усейнов», 1903
Теплоход «Сармат», 1904
Учебное морское парусно-моторное судно «Великая княгиня Ксения Александровна», 1904
Спасо-Преображенский собор, 1904
Паровые машины для крейсера «Очаков», 1905
Паровая канонерская винтовая лодка «Монгол» для Амурской флотилии, 1905
Землечерпательница «Волжская-9» производительностью 340 куб. м /час