ЛЯПИН Александр Иванович (1907-1973)
Александр Ляпин родился в рабочей сормовской семье. В 1930 году поступил на завод слесарем, совмещал работу с учебой в техникуме. После его окончания в 1932 году был командирован на строительство детища первой пятилетки – Горьковского автозавода.
В 1937 году А.И. Ляпин поступил на завод «Красное Сормово», руководил работой конструкторского бюро инструментального цеха. Без отрыва от производства окончил вечернее отделении Горьковского института инженеров водного транспорта. В 1939 году назначен заместителем начальника цеха приспособлений, затем начальником цеха. После войны был заместителем главного инженера по судостроению.
В конце 1955 года Министерство судостроения назначило А.И. Ляпина директором завода «Красное Сормово». Человек прямой, лишенный карьеристских устремлений и неплохо знающий производство, в январе 1956 года А.И. Ляпин приступил к новым обязанностям. Предприятие в то время работало четко, выдача продукции шла неуклонно.
Было построено 26 дизельных подводных лодок проекта 613: 22 единицы сданы Военно-Морскому Флоту СССР, 4 единицы переданы военно-морским силам Индонезии и КНР. Начато строительство ДПЛ проекта 633. Головная лодка сдана ВМФ СССР, 6 единиц переданы военно-морским силам Египта. Построены опытные ДПЛ проекта П613 (с одной крылатой ракетой) и проекта 644 (с двумя крылатыми ракетами).
В 1956 году со стапелей Сормовского завода сошла серия малотоннажных грузовых теплоходов для малых рек пр. 456 «Колхозница» (25 судов). В 1957 году завод построил рекордное количество сухогрузных теплоходов – 45 судов проекта 576. В 1958 году сормовичи сдали головной пассажирский дизель-электроход «Ленин», в 1959 году был сдан второй дизель-электроход «Советский Союз» и 30 сухогрузов.
Во второй половине 1950-х годов на заводе началось строительство судов на подводных крыльях (СПК): в 1957 году на воду были спущены головной пассажирский теплоход пр. 340 «Ракета-1» и «Ракета-2», в 1960 году – СПК пр. 342 «Метеор».
В 1956 году завод «Красное Сормово» начал выпускать совершенно новое для себя изделие – бытовую стиральную машину (однобаковую с ручным отжимом) типа СМР-2. За три с небольшим года было собрано 32 000 машин.
В 1957 году город Горький и ряд его крупнейших предприятий, в том числе «Красное Сормово», посетил Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров СССР Н.С. Хрущёв. На заводе состоялся многотысячный митинг.
В 1958 году в Брюсселе прошла Всемирная выставка года (Expo 58). На этом крупнейшем после Второй мировой войны смотре достижений заводу «Красное Сормово» была присуждена Золотая медаль – за создание первого в мире пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета» и пассажирского прогулочного катера на подводных крыльях «Волга». За создание пассажирского трёхпалубного речного дизель-электрохода «Советский Союз» заводу был присуждён Диплом Всемирной выставки.
При директоре А.И. Ляпине на территории завода «Красное Сормово» проходили съёмки музыкального художественного фильма «Девичья весна» (1960).
После завершения строительства серии подводных лодок, в связи с недогрузкой цехов, начались сбои в работе завода. Пришлось перестраивать производство на массовый выпуск сухогрузных и нефтеналивных судов. Завод взялся за выпуск несвойственных ему заказов – изделий химии, оборудования для цементной и нефтеперерабатывающей промышленности, для сельского хозяйства и т.п.
В 1956 году план по валовой продукции был выполнен на 88%. В последующие годы отставание продолжалось. Летом 1960 года А.И. Ляпин был освобожден от должности и назначен начальником технического управления Горьковского совнархоза.
Дизельная подводная лодка пр. 613, 1956
Дизельная подводная лодка пр. 633 – первая ДПЛ, построенная
по сормовскому проекту. Головная лодка спущена на воду в мае 1958 года
Теплоход для малых рек пр. 456 «Колхозница», 1956
Сухогрузный теплоход пр. 576 «Сормовский комсомол», 1957
Пассажирский дизель-электроход «Ленин», 1958
Пассажирский дизель-электроход «Советский Союз», 1959
Сухогрузный теплоход пр. 576 «Юго-Камск», 1959
Судно на подводных крыльях «Ракета», 1957
Судно на подводных крыльях «Метеор», 1960
Н.С. Хрущёв выступает на митинге перед тружениками
завода «Красное Сормово». На трибуне, слева от Н.С. Хрущёва –
директор завода А.И. Ляпин, 1957
Прогулочный катер на подводных крыльях «Волга», 1958
Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе и марка почты СССР
с изображением советского павильона на выставке 1958 года
Стиральная машина «Волна», 1959
Афиша музыкальной комедии «Девичья весна», 1960