ЛЕОНОВ Николай Ефимович (1926-1992)
Николай Ефимович Леонов родился в деревне Щепачиха Павловского района Нижегородской области, в многодетной крестьянской семье. После школы работал в совхозе «Колос социализма». С 1942 по 1946 год учился в Горьковском речном училище, затем несколько лет работал сменным механиком на Астраханском заводе им. Урицкого.
В 1947 году поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта и в 1952-м был принят на завод «Красное Сормово» мастером. В том же 1952 году его избрали секретарём заводского комитета комсомола, а через два года откомандировали в распоряжение Горьковского горкома ВЛКСМ, где Леонов занял пост второго секретаря.
В 1957 году Николай Ефимович возвратился на завод, где работал заместителем начальника, затем начальником сварочного цеха, начальником планово-производственного отдела и заместителем директора по производству.
В декабре 1970 года Николай Ефимович был избран секретарем парткома завода «Красное Сормово», в мае 1973 года утвержден заведующим отделом обкома КПСС.
В декабре 1974 года Н.Е. Леонов был назначен директором завода «Красное Сормово».
Под его руководством началась стабилизация работы завода «Красное Сормово» имени А.А.Жданова после большого отставания в 1974 году: на предприятии повысилась производительность, план завершающего года 9-й пятилетки был выполнен по всем технико-экономическим показателям, а затем успешно выполнен государственный план 10-й пятилетки и социалистические обязательства 1981 года.
Военно-Морскому Флоту СССР были сданы 17 ДПЛ пр.641Б «Сом», построена экспериментальная ПЛ пр. 651Э с установкой ВАУ-6.
Завод освоил выпуск новейших атомных подводных лодок (проекта 670М «Чайка», проекта 671РТ «Семга»). В период руководства Н.Е. Леонова на заводе был создан подводный атомоход третьего поколения – АПЛ проекта 945 «Барракуда», прочный титановый корпус которой позволил этой субмарине в полтора раза увеличить глубину предельного погружения по сравнению с предшественницами. Головной корабль пр. 945 был заложен 8 мая 1982 года. Тогда же сормовичи освоили производство дизельной подводной лодки «Варшавянка» (пр. 877) – сверхмалошумного подводного корабля.
Для доставки на субмарины боевых ракет подводного базирования на заводе были построены уникальные морские транспортные ракетопогрузчики пр. 1791 – «Ветлуга» (1975) и «Даугава» (1980).
В 1983 году для транспортировки подводных лодок на сдаточную базу был спроектирован и построен специальный транспортный комплекс «Ока», включающий док-понтон пр. 20230 (Ока-2) и две поддерживающие опоры (Ока-4).
Построены три спасательных подводных снаряда пр.1837, четыре СПС пр. 1837К. Заложен автономный рабочий снаряд пр.18392 и головной СПС «Приз» пр. 1855 в титановом корпусе.
Продолжали один за другим спускаться на воду и гражданские суда. За время руководства Н.Е.Леонова завод «Красное Сормово» сдал в эксплуатацию свыше тридцати сухогрузов смешанного река-море плавания проекта 1557.
Особое внимание уделялось производству товаров народного потребления (стиральные машины «Волна», отопительные котлы «Компакт-М», газовые отопительные агрегаты «Русь» и пр.). Для агропромышленного комплекса выпускались звенья тракторных гусениц, крупяные заводы, дробилки, концентраторы, сепараторы.
Большое внимание уделялось жилищному строительству: ежегодно завод строил для своих работников 20-24 тысячи кв. метров жилья со всеми удобствами, обеспечивал детей своих сотрудников детскими садами и пионерскими лагерями. Ежегодно тысячи сотрудников проходили лечение в заводских профилакториях, в заводской поликлинике, отдыхали на турбазе завода. Помимо традиционных красных уголков в цехах создавались комнаты психологической разгрузки, сауны, спортивно-тренажёрные комплексы
В июле 1979 года завод «Красное Сормово» широко отметил своё 130-летие. В дни празднования юбилея на территории предприятия, возле Корпусообрабатывающего цеха, был открыт памятник В.И. Ленину (работы известного скульптора Л. Торича), а у Главной проходной завода – памятник А.А. Жданову. Была заложена и открыта Аллея комсомольской славы. 21 июля праздничные колонны сормовичей прошли от Главной проходной завода до стадиона «Труд», где торжества завершились масштабным театрализованным представлением.
В 1980 году, когда проходили летние Олимпийские игры в Москве, состоялись Сормовские олимпийские игры.
На рубеже 1970-х–1980-х годов Сормовский район украсил целый ряд памятников и памятных знаков, посвящённых истории завода. Сегодня облик района представить без них невозможно.
В 1977 году на боковой стене бывшей церковно приходской школы («Школы баррикад») был установлен горельеф «Баррикады 1905 года» в память об уличных боях в дни первой русской революции (скульптор В. Малиновский).
В 1980 году был создан танковый мемориал возле Северной проходной завода. На постамент встали первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин» (макет), построенный сормовичами в 1920 году, и боевой танк Т-34-85 постройки 1945 года. На стене ремонтно-механического цеха, в годы Великой Отечественной войны ставшего главным цехом танковой сборки, была установлена мемориальная доска.
В день столетия В.И. Ленина, 22 апреля 1980 года, состоялось торжественное открытие памятника сормовскому паровозу СУ 251-32.
Памятный знак «Метеор» был установлен в 1982 году в центре Сормова – рядом с кинотеатром «Сормовский» (в 2005 году перенесён на площадь Буревестника).
В мае 1983 года Н.Е. Леонов принимал на заводе и.о. Председателя Президиума Верховного Совета СССР Василия Васильевича Кузнецова, посетившего «Красное Сормово» с визитом.
В 1984 году Н.Е.Леонов переходит на работу в Горьковский политехнический институт, становится доцентом кафедры экономики и организации машиностроения (ученая степень кандидата экономических наук была ему присвоена в 1977 году). Преподавательской деятельностью он продолжал заниматься до последних месяцев жизни.
Заслуги Николая Ефимовича перед Родиной были отмечены орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями. В 1982 году Н.Е.Леонов был удостоен Государственной премии СССР.
Память замечательного организатора отечественной судостроительной промышленности увековечена в Нижнем Новгороде: на доме, в котором в 1978–1992 годах жил Николай Ефимович Леонов (Верхне-Волжская набережная, 8-а), была установлена мемориальная доска. В апреле 2021 года, в год 95-летия со дня рождения Н.Е. Леонова, на заводе «Красное Сормово» был спущен на воду сухогрузный теплоход проекта RSD59 «Николай Леонов».
Дизельная подводная лодка пр. 641Б «Сом»
Атомная подводная лодка пр. 671РТ «Сёмга»
Дизельная подводная лодка «Варшавянка» (пр. 877)
Морской транспортный ракетопогрузчик прроект 1791 «Ветлуга»
Транспортный комплекс «Ока», для транспортировки подводных лодок
на сдаточную базу
Спасательный подводный снаряд пр.1837К
Автономный рабочий снаряд пр. 18392
Сухогрузный теплоход пр. 1557 смешанного река-море плавания
«Красное Сормово», спущенный на воду к 130-летнему юбилею завода, 1979 год
Отопительные котлы «Компакт-М»
Визит на завод «Красное Сормово» и.о. Председателя Президиума
Верховного Совета СССР Василия Васильевича Кузнецова, май 1983 года
Памятник А.А. Жданову возле Главной проходной завода открыт
в июле 1979 года
18 июля 1979 года на территории завода была торжественно открыта
аллея Комсомольской славы
Торжественное шествие заводчан день 130-летия «Красного Сормова»
началось от Главной проходной завода. 21 июля 1979 года
Горельеф «Баррикады 1905 года» на здании «Школы баррикад»
на улице Коминтерна, 1977 год
Установка танкового мемориала на холме Славы у Северной проходной
завода накануне 9 мая 1980 года
Открытие мемориальной доски на здании ремонтно-механического цеха,
который в годы Великой Отечественной войны был главным цехом
танковой сборки, 1980 год
В 1982 году в центре Сормова, рядом с кинотеатром «Сормовский»
на площади имени Алексеева был установлен памятный знак
сормовскому судну на подводных крыльях – «Метеору»
Мемориальная доска на доме, в котором в 1978–1992 годах жил
Николай Ефимович Леонов (Верхне-Волжская набережная, 8-а)
Семья Леоновых на торжественной церемонии спуска на воду сухогрузного
теплохода проекта RSD59 «Николай Леонов», 14 апреля 2021 года
Атомные подводные лодки пр. 670М «Чайка» сормовской постройки
на Северном флоте, начало 1990-х годов
Головная атомная подводная лодка третьего поколения –
АПЛ пр. 945 «Барракуда» («Кострома») в титановом корпусе
Дизельная подводная лодка «Варшавянка» (пр. 877)
Морской транспортный ракетопогрузчик пр. 1791 «Даугава»
Спасательный подводный снаряд пр.1837
Головной СПС «Приз» пр. 1855 в титановом корпусе
Строительство головного сухогрузного теплохода пр. 1557
cмешанного река-море плавания «50 лет Советской власти»
Стиральная машина «Волна-М», которой в 1979 году был присвоен
Государственный Знак качества
Звенья тракторных гусениц на территории завода, июль 1979 года
Директор завода Н.Е. Леонов и Председатель Президиума ВС СССР
В.В. Кузнецов выходят из цеха СКМ, где высокий гость познакомился
с ходом постройки головной АПЛ «Барракуда», май 1983 года
Памятник В.И. Ленину (работы известного скульптора Л. Торича)
возле Корпусообрабатывающего цеха открыт 18 июля 1979 года
Спортивное и театрализованное представление на стадионе «Труд».
21 июля 1979 года
Открытие заводской Олимпиады 1980 года.
Факелоносец – начальник цеха СКМ В.Ф. Казаков
Медаль V заводской Олимпиады 1980 года (аверс и реверс)
Торжественное открытие памятного знака сормовскому паровозу
CУ 251-32 возле Дома пионеров им. П. Заломова на улице Коминтерна
(ныне – Центр детского творчества), апрель 1980 года
Директор завода «Красное Сормово» Н.Е. Леонов с создателями
«крылатых судов» – главным конструктором Р.Е. Алексеевым
и заместителем главного конструктора И.И. Ерлыкиным, конец 1970-х годов
В 2006 году была издана книга воспоминаний Н.Е. Леонова
«О жизни и о себе. Страницы жизни директора завода»