КУРИЦЫН Василий Иванович (1892-1937)
Родился в семье рабочего Навашинской судостроительной верфи.
Окончил Муромское ремесленное училище (1908), работал на Мордовщиковской судоверфи (ныне ОАО «Навашинский судостроительный завод»).
Участник Первой мировой войны. Член РКП(б) с 1917 года.
В январе-августе 1918 года – член заводского комитета, председатель Совета судоверфи в городе Муроме Владимирской губернии. С 1918 года – директор Муромской судоверфи.
С 1920 года работал в Приокском горном округе Нижегородской губернии: член коллегии, председатель коллегии управления, директор заводов.
В 1922 – 1927 годах – директор завода «Красное Сормово». В эти годы зарекомендовал себя решительным и смелым руководителем, отличным организатором производства. С его именем связан важный этап перестройки работы предприятия на основе более строгого учета требований новой экономической политики – НЭПа и условий восстановительного периода. В.И.Курицын сумел добиться нормализации работы завода, определив основные направления производства – паровозы, железнодорожные и трамвайные вагоны, суда, котлы, дизели, бурильный инструмент.
При Курицыне на заводе было создано первое бюро научной организации труда. В 1926 году «Красное Сормово» впервые добилось безубыточной работы, дав 600 тысяч рублей прибыли.
Под руководством В.И.Курицына сормовичи ввели в строй 49 грузовых и пассажирских судов, а в 1926 году построили первое в советское время крупное коммерческое судно – двухвинтовой железнодорожный паром «Сталин» грузоподъемностью 3600 тонн для Саратовской переправы на Волге.
Как директор, В.И. Курицын принимал активное участие в оснащении судоверфи новым оборудованием: вальцами, прессами, электрическими кранами. При нём были построены здание железнодорожного депо, дизельная мастерская, центральная амбулатория, трамвайная линия Сормово-Канавино, создан рабочий клуб «Металлист». Он содействовал строительству Балахнинской ГРЭС и Варинского нефтеперегонного завода.
При В.И. Курицыне началось активное строительство жилья для рабочих и служащих «Красного Сормова»: выросли новые посёлки – Комсомольский, Володарский, Рыковский (Кооперативный).
В 1926 году сормовичи под руководством директора ВИ. Курицына успешно преодолели последствия небывалого наводнения, когда разлившаяся Волга затопила 80% заводской территории и нанесла громадный ущерб береговым цехам.
С 1927 года Василий Иванович Курицын – председатель правления Государственного объединения машиностроительных заводов (ГОМЗ) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР. В составе технических делегаций выезжал в США, Францию, Германию. С 1930 года находился на ответственной хозяйственной работе.
В июле 1931 года приказом ВСНХ СССР завод «Красное Сормово» был преобразован в комбинат, объединяющий паровозостроительный, вагоностроительный, машиностроительный и металлургический заводы. Судостроительный отдел был переименован в Сормовскую верфь. В 1932 году в связи с отставанием Сормовского промышленного комбината Курицына вновь направляют в Сормово. Пробыв на директорском посту полтора года, он восстановил утраченные позиции предприятия. В 1931 году на «Красном Сормове» были выпущены первые отечественные думпкары – большегрузные полувагоны-самосвалы.
В 1933 – 1935 годах В.И. Курицын возглавляет Луганский (Ворошиловградский) паровозостроительный завод в Донецкой области.
В 1935 году его назначают начальником паровозного хозяйства НКПС, в 1936-м – начальником Центрального управления паровозного хозяйства Народного комиссариата путей сообщения СССР, управляющим треста коммунального оборудования Народного комиссариата местной промышленности РСФСР.
В 1936 году награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В августе 1937 года В.И. Курицын был арестован по обвинению в контрреволюционной террористической деятельности и приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян в Москве, похоронен на Донском кладбище. Реабилитирован посмертно в 1956 году.
Железнодорожный паром «Сталин» для Саратовской переправы на Волге, 1926
Железнодорожное депо, 1924
Трамвай для Нижнего Новгорода, 1920-е годы
В салоне трамвая
Володарский посёлок
Думпкар – большегрузный полувагон-самосвал, 1931
Нефтеперекачивающая плавучая станция, 1932
Половодье 1926 года, цех СК-2 (бывшая котельная судостроительного отдела)
Половодье 1926 года в Сормове
Рыковский посёлок (Кооперативный)