ЕФРЕМОВ Александр Федорович (1898-?)
А.Ф. Ефремов – уроженец Кинешемской волости Иваново-Вознесенской губернии, имел среднетехническое образование.
Кризисная ситуация, в которой в начале 1930-х годов впервые за советский период оказался завод, не прошли для него бесследно. В 1931 году Президиум ВСНХ СССР, обеспокоенный создавшимся положением, делегировал на завод специальную комиссию, которая изучила обстановку на месте и сочла необходимым разукрупнить завод, разделив его на 4 самостоятельные подразделения в составе комбината (паровозостроительный, вагоностроительный, машиностроительный и металлургический заводы), и выделить судоверфь в автономное предприятие. Так возник Сормовский промышленный комбинат – прообраз современных производственных объединений.
Комбинат выпускал 4 типа дизелей, 18 типов паровых машин, 4 типа вагонов, металлургическую продукцию. А также танкеры, буксиры, речные сухогрузные и морские пассажирские теплоходы.
Было принято решение укрепить руководство многотысячного коллектива. Выбор пал на молодого, не имеющего достаточного опыта, но энергичного техника, члена комиссии А.Ф. Ефремова, занимавшего до этого пост начальника одного из отделов ВСНХ. Он был директором Сормовского промышленного комбината с 29 октября 1930 года по 1932 год.
Судоверфью, четырьмя вновь созданными заводами руководили самостоятельные директора, имевшие соответствующий штат начальников цехов, отделов, производств, своих конструкторов и технологов. Имелись также отдельные партшколы, завкомы, комсомольские организации. Заводы подчинялись лишь директору комбината, а судостроители – правлению Главного Всесоюзного объединения речного судостроения (ГВОРСУ).
Реорганизация на первых порах дала положительный результат, создав впечатление некоторого производственного оздоровления: возросла специализация, улучшилось материально-техническое снабжение, стабилизировались кадры.
В 1931 году были спущены на воду буксирные пароходы «Индустриализация» и «Коллективизация» (1200 л.с.) Тогда же были построены сухогрузный речной теплоход «Грузия» грузоподъёмностью 3500 тонн, сухогрузные речные теплоходы грузоподъёмностью 2150 тонн – «Армения», «Черкесия», «Осетия»; серия из восьми буксирных пароходов мощностью 100 л.с. типа «Делегатка» и четыре речные наливные баржи грузоподъёмностью 3500 тонн.
Только за 1931–1932 годы сормовичи выпустили более 200 товарных паровозов, удельный вес выпуска вагонов составлял более 16% от общего выпуска продукции комбината. Была спущена на воду первая ДПЛ типа «Щука» III серии «Щ-304», в 1932 году заложена ДПЛ «Щ-308».
Знаковое событие произошло в культурной жизни завода и Сормова: 1 мая 1930 года был торжественно открыт Сормовский дворец культуры на 1400 мест.
Но значительного прогресса в работе сормовичей не произошло, и в 1932 году Ефремов А.Ф. был снят с должности.
Постройка судов в судояме. 1930-е годы
Буксирный пароход «Коллективизация», 1931
Сухогрузный теплоход «Грузия», 1931
Большегрузный полувагон-самосвал, 1931
Открытие Сормовского дворца культуры 1 мая 1930 года
В комнате отдыха дворца культуры
Библиотека во дворце культуры